Первая и надеюсь не последняя поездка в Грузию

crb.JOKER

Хороший человек
Турист
Сообщения
8
Реакции
6
Баллы
18
Писал я данное повествование недели две с перерывами и незапланированными остановками. Получилось наверно очень длинно, возможно где то коряво и может не всегда интересно, но я старался объективно описать все свои впечатления, тем более писал такой отчет впервые. Заранее благодарен тем, кто дочитает сей опус до конца.

О своем отдыхе я задумался еще летом прошлого года, ибо со времени моего последнего нормального отпуска в Крыму в конце сентября 2015г прошло совсем не мало времени. Да Крым хорош, особенно когда в нем нет толп отдыхающих, а отдыхал я с 29.09 по 08.10 и посмотреть есть что и вспомнить тоже, особенно поездка с парома по южнобережному шоссе ночью, музейный комплекс на 35 береговой батарее в Севастополе, ботанический сад в Никите, каньон, ну и конечно замечательная природа. Но рассказ не об этом, а о том, как я дошел до поездки в Грузию, о самой поездке и о моих впечатлениях о поездке, границе и самой стране. В общем постараюсь излагать все поподробней.

Еще в 2016 после смены авто я задумался о поездке в теплые края к морю и поначалу довольно долго посматривал в сторону Абхазии, даже присмотрел отель в Пицунде, но друзья которые отдыхали в Абхазии в 17 и 18 годах особого восторга не высказывали, поэтому я как то поостыл, а тут еще коллеги поделились восторженными отзывами о поездке в Грузию один летал самолетом, другой ездил машиной, причем не один раз. Это и склонило меня ехать туда и естественно машиной-расходы меньше, а свободы и возможностей гораздо больше. В общем решение было принято, а вторая половинка его одобрила. К сентябрю прошлого года я уже точно знал, что поеду и запланировал это мероприятие на сентябрь 2018 народу меньше, свободы больше и бархатный сезон самое то. Осталось определиться с местом отдыха. Батуми отпал сразу сам собой, не люблю сильно раскрученные туристические места, нам хотелось комфортного спокойного отдыха. Сначала склонялся отдохнуть в Уреки, но именно песчаный пляж и мелкое море оттолкнули меня от этой мысли поэтому выбор пал на Кобулети. Месяца два до ноября я неспешно выбирал место проживания, сравнивал цены и читал отзывы на различных ресурсах в сети. Условиями был комфортный номер, завтрак и наличие парковки в отеле. В результате через booking на 8 дней с 04.09 был выбран и забронирован GB Hotel (N41.81949, E41.77375) на первой линии (метрах в 50 от пляжа) о чем в дальнейшем мы ни разу не пожалели. Предоплат никаких не было. Цена за этот шикарный номер 150 лари за сутки. До лета 2018г я полностью успокоился, хотя изредка все же почитывал отчеты о поездках и темы в форумах на drom.ru и kray-zemli.com, чтобы быть так сказать в курсе, где и наткнулся на информацию, что с 01.03.18г. Грузия ввела обязательную страховку на иностранные автомобили, въезжающие на территорию Грузии, благо есть возможность оформить и оплатить полис онлайн, что я впоследствии и сделал перед поездкой и обошелся он в 30 лари или 826 деревянных за 15 дней по текущему курсу сбербанка. Кстати полис привязан не к водителю/собственнику, а к автомобилю, что по моему мнению правильно. В мае-июне коллега, который мне рекомендовал поездку дал координаты горячих источников в РСО Алании под Владикавказом и настоятельно рекомендовал там отдохнуть и переночевать, но об этом дальше.

Перед поездкой в автомобиле были заменены передние тормозные диски с колодками (что на серпантинах ВГД очень пригодилось), проверены все жидкости, долито до максимума масло в двигатель, заменен воздушный фильтр, проверены и сброшены сканером все ошибки по двигателю, куплен комплект ламп БС. Да и положил запаску в багажник ибо в нише запасного колеса у меня пропановый баллон. Штатная навигация СитиГид была обновлена еще в мае, туда же засунул карту Грузии, на планшет загрузил оффлайн карты яндекса по всему маршруту. Также расписан и распечатан маршрут с основными развязками и просмотрены панорамы на гугл и яндекс картах (мне очень удобно показалось? так же поступал еще когда ездил в Крым). Перед поездкой заправил 40л пропана и 92 до отсечки. Маршрут рассчитывал так, чтобы ехать максимальное расстояние на газу.

Первый день
День первый.jpg

Выезд запланирован был на утро дня знаний, а ночевка в Элисте. Проехать за день 1100 км мне показалось реальным. Гостиницы в Элисте не бронировал, просто выписал адреса/телефоны, которые более-менее понравились. Маршрут до Волгограда известен, а там прямиком на Элисту. Тлт-Сызрань-Сенной-СКАД-Камышин-Волгоград-Элиста. Выезд запланировал на 4 утра самарского времени, но как всегда: «человек предполагает, а господь располагает» в результате выехал в 5. Дорога до Саратова в приличном состоянии на твердую четверку. До Саратова как всегда постоял на переезде в Сенном, ну и где-то в том же районе Сенной-Синодское реверсивное движение из-за ремонта. В Саратове на кольцевой заправился газом. Газ в саратовской области оказался самый дорогой по всему маршруту, но я был готов к этому, коллеги, вернувшиеся с югов, просвятили. В тлт перед выездом заправлялся по 23 руб. за литр, а на СКАДе 28,63 руб., дороже пропан был только в Грузии 1,4-1,6 лари по курсу деревянного, на момент отдыха это от 38 до 44 руб. В общем часам к 11 утра я уже катил в сторону Волгограда и участок от Волгограда до Камышина мне показался самым тяжелым за всю поездку: достаточно плотный трафик, температура 32-33. В город герой я приехал уже подуставший и основательно вспотевший, кондиционер конечно спасает, но постоянно им не пользовался. По дороге в Волгограде заехал в Ленту, там на парковке перекусил (все припасы-перекусы были с собой), попил кофейку и двинул дальше. В Волгограде на газпромнефти заправился газом уже по 24,7 руб. Дороги в Волгограде конечно подремонтировали к ЧМ, но как-то местами. Местные в городе водят и перестраиваются достаточно резко, не всегда используя поворотники, но с учетом того, что проехал я весь Волгоград с севера на юг и почти везде в центре не менее трех полос в одну сторону, можно сказать, что вполне себе ничего. Что еще понравилось в Волгограде - так это то, что трамвайные пути находятся с края проезжей части, а не по середине. В общем часам к 17 я уже катил в сторону Элисты. Дорога до Элисты ничем особо не запомнилась, разве, что кучей знаков с ограничением скорости, установленных не понятно по какой причине, но этим в прочем грешат не только там, такое же видел неоднократно в Татарстане. С учетом того, что ехал я почти все время на круиз-контроле, меня это не сильно напрягало. Часам к 20 я уже подъезжал к Элисте. В одной из выбранных гостиниц была куча народу и, позвонив в гостиницу «Гостиный двор» поехали туда. Номер оказался «люксом» по местным понятиям, на самом деле просто большой номер с большой кроватью, телевизором и так себе душем. Парковка в полностью огороженном дворе с автоматическими воротами. В общем за 2 рубля вполне пойдет. Элиста показалась большой и не особо ухоженной «деревней» с узкими улицами и все, чем запомнилась, так это не освещенные улицы и тем, что какой-то местный алкаш чуть не вывалился мне под колеса. На обратной дороге даже не стал в нее заезжать, а объехал по обводной дороге. Утром сорвался в сторону горячих источников в Бирагзанге РСО Алания.

День второй
День второй.jpg

Перед поездкой решил ехать из Элисты не на Дивное-Светлоград, а на Арзгир-Буденновск-Георгиевск-Прохладный-Алагир-Бирагзанг, хотя в интернетах не весьма лестные отзывы об этом маршруте. Просто не хотелось тратить время и нервы на общение с доблестными служителями ГИБДД по поводу и без него на постах, коих там хватает. Да, дорога далеко не идеал, но 80-90 км/ч ехать можно вполне, особенно по светлому. Местами волны на дороге и приходилось сбрасывать до 70км/ч. Самый плохой участок где то в районе Кевюд-Первомайское. В общем на троечку дорога. Фото правда уже на обратном пути, но суть не меняется.

Трасса Элиста-Арзгир
Элиста-Арзгир.jpg

Как только пересекаешь границу Ставропольского края с дорогой становится все гораздо лучше. И думаю я не сильно потерял не поехав через Пятигорск. В общем до Бирагзанга я добрался без особых приключений часам к 15-00 с одной заправкой газом в Петропавловском, что в км 20 после Арзгира. По дороге в Эльхотово супруга увидела персики - купил 5л ведро за 250 руб. да еще и кучу помидор на сдачу (там кстати много чего продавали окромя персиков: помидоры, сливы, чеснок, грецкие орехи). Персики оказались отменными и доехали до Кобулети. На горячих источниках был запланирован отдых и ночевка перед границей. Если кому интересно ориентир это мост в Алагире через реку Ардон, после него поворот направо и до самого конца по деревне. Координаты из навигатора N42.99520, E44.22871. Заранее списался с хозяйкой. Цена за ночь 2000 за двоих, парковка для авто и неограниченное купание в источнике, хотя стоит это удовольствие 100 руб. за час при разовом посещении, хотя за временем там по моему никто особо не смотрит. Работает до 23-00. Там же есть кафешка: чай/кофе, горячие осетинские пироги, которые только привезли. В общем перекусил я пирогами с чаем, закусил персиками и насладился с женой природой, чистым воздухом и тишиной. Вообще природа Кавказа, как и горы, как-то завораживают и расслабляют.
Бирагзанг.jpg

Местный котег пришел попрошайничать сыр и сырокопченую оленину. В домике 2 кровати душ, туалет, чайник с чайным набором и для отдыха вполне пойдет.

В воскресенье народу было многовато и видел там машины, и с Красноярскими номерами, и с Костромскими, ну и естественно Ставропольский край и Алания и Чечня. В источнике вода ~40˚С сразу так и не залезешь, мне было горячо. Сначала ждал пока ноги привыкнут, ну а потом уж сам.
Источник.jpg

Источник1.jpg
Источник2.jpg

Наслаждение от купания не передаваемое. Такого расслабления не получал ни в бане с веником, ни в сауне, ни в хамаме. Вода чувствуется на кончиках пальцев. Если у кого проблемы с сердцем, то долго принимать ванны не рекомендуют. Окунулся 2 раза: сразу как приехал и совсем уж вечером и усталости, накопившейся за 1600 км, как и не бывало. За ночь воду слили, а ванну почистили (2 снимок) и начали набирать заново. Хотел дойти до реки Ардон, да не дошел, слишком крутой склон оказался, зато покормил оленя дикой грушей, которая росла там же, а пони яблоками, которые еще из тлт приехали. Да и договорился остановиться с ночевкой там же на обратной дороге.
Олень.jpg

Пони.jpg

В общем к утру я был бодр, свеж и готов к погранпереходу в Верхнем Ларсе.

День третий
День третий.jpg

Следующим пунктом моего путешествия было запланировано посещение Боржоми. Я понимал, что такое граница и серпантины Военно-Грузинской дороги и что 100 с лишним км от Верхнего Ларса до развязки в районе Мцхеты это не вот те проехать за час с лишним по ровной дороге. Опыт поездок по Южнобережному шоссе и на Большой каньон в Крыму ой как пригодился. Морально я был готов простоять на границе от 2 часов и более, но прошло все как нельзя лучше. Подъехал к нашему КПП 8-40, с грузинского выехал в 9-20. На подъезде не стоял нигде и нисколько. Единственное, на нейтралке ждали пока разъедутся 2 фуры, ибо 1 из тоннелей был закрыт. Чем еще запомнилось пересечение границы, так это грязный туалет со стороны России и относительно приличный туалет с жидким мылом и сушкой для рук со стороны Грузии, а также милой грузинской пограничницей, оформлявшей документы. Из 40 минут, потраченных на пресечение границы на российской стороне минут 20, на грузинской 5 минут, ну от силы 10. Пассажиры на грузинской стороне проходят отдельно, в машине остается только водитель с документами. Грузины не смотрели вообще ничего в машине. Загранпаспорт и свидетельство о регистрации ТС и «Добро пожаловать в Грузию». Что сразу поразило/впечатлило у грузин, так это состояние дорог, и работа дорожной полиции. Причем везде, хоть автобан от Тбилиси до Батуми, хоть дорога в какой-нибудь деревне. За ~1200 км, которые я проехал по Грузии, откровенно убитой дороги мне попалось км 20 и ту ремонтировали. А у грузинской полиции считаю, что нашему ГИБДД стоит поучиться. Патрулируют участок и автомобили всегда едут с проблесковыми маяками и включенными ДХО, видно их за версту и тут поневоле будешь вынужден соблюдать ПДД. Автомобили, как правило FORD Taurus или Skoda Octavia. И полицейские участки все стеклянные «аквариумы», которые находятся на главных дорогах в деревнях и их очень хорошо видно, да они могут отличаться размерами и формой здания, но всегда фасад из стекла. У меня никаких проблем с грузинской полицией не возникало, хотя один раз патрульная машина довольно долго ехала за мной, видимо наличие страховки проверяли. Потом он меня обогнал, развернулся и поехал в обратную сторону. Не особо верьте «интернетным истеричкам», которых якобы оштрафовали без причин. Просто не надо наглеть и явно нарушать и проблем с полицией не будет. Ну уж раз отвлекся на дороги - дальше фото дорог по маршруту до Кобулети и Батуми.

Военно-грузинская дорога
ВГД.jpg
ВГД1.jpg

Даже на ней есть места для обгона, чем многие и пользуются.

Автомагистраль Тбилиси-Батуми
Тбилиси-Батуми.jpg

Тбилиси-Батуми1.jpg

Дорога бетонная, разрешенная скорость 110 км/ч, местами ограничение до 90 км/ч, отличные развязки с указателями. Предупреждения о камерах (не знаю есть ли у грузин штрафы за превышение). На ней у меня расход по газу вышел 6,9 л/ на 100 км, чего даже на бензине не было.

Тоннель длина 1750 м
Тоннель.jpg


Где то по дороге из Боржоми
Боржоми-Зестафони.jpg

Раз уж начал писать о дорогах и полиции, то напишу и о грузинских водителях и их транспортных средствах. Ездят грузины довольно динамично, особенно таксисты, могут запросто обгонять через сплошную и ограничения скорости в населенных пунктах откровенно не для них (видимо это у них в крови). При обгоне будут фафакать сигналом, мигать дальним светом, но поворотники используют ну очень редко. Если видят, что ты принимаешь правее и даешь обгонять, обгоняют при первой возможности, но сами так делают не всегда. Пешеходов не пропускают, даже на зебре. В Батуми сам был тому свидетелем, когда маршрутка в пробке не пропустив пешехода получила от него по лобовому стеклу, при этом нас то худо бедно приучили блюсти ПДД и когда сам пропускал пешиков на зебре в Кобулети, так грузин чуть ли не в пояс кланялся. Еще в тупик поставили грузинские кольца - никаких знаков приоритета, да и само кольцо такое, что не сразу заметишь. В тлт привык, что на кольце минимум две, а то и три полосы и кольцо всегда главное, а тут подъезжаешь к кольцу, тетка в навигаторе орет: «кольцевая развязка - третий съезд», а сам не понимаешь, как же тут все разъезжаются и где же этот съезд. Короче на кольцах какое-то броуновское движение и такая организация кольцевого движения и в Хашури, и в Боржоми, и в Кобулети с Батуми, да везде, где с этим сталкивался. При всем этом аварий я не видел ни разу, а к грузинской манере вождения я привык почти сразу, доехав до арки дружбы народов, ну или может быть до Натахтари. Еще одно неудобство - это грузинские коровы на дорогах в деревнях, но справедливости ради стоит сказать, что и в Осетии и в Кабардино-Балкарии коровы также спокойно гуляют и пасутся вдоль дорог. Ну и закончим лирическое отступление от маршрута следования «непутевыми» заметками о грузинских автомобилях. По моему мнению самая популярная машина у грузин это мерседесы, причем модель, год выпуска, комплектация могут быть кардинально разными, но чтобы мерседес. А потом как ни странно, опять же по моему субъективному мнению идут не тойоты камри, а тойоты приусы, как праворульные так и нормальные. Ну и далее всякие праворульки минивэны: мицубиси делики, ниссаны и те же тойоты. Не видел много ни бмв, ни ауди, как не странно. Причем состояние авто может быть абсолютно разным: от откровенного хлама до почти идеального. Ну и в порядке вещей у грузин оставлять машины с открытыми окнами спереди, а в Батумском ботаническом саду стоял Лэнд-Ровер с приоткрытыми окнами и ключом в замке зажигания. Вот оно наглядное доказательство реформы полиции.

Вернемся таки к дороге в Боржоми. В Степанцминде не останавливался и не собирался. Деньги менять там не выгодно, толпы машин и праздношатающихся туристов. Из всех достопримечательностей на ВГД остановился только у арки дружбы народов, уж больно виды там красивые, особенно если горы до этого в живую не видел. До Боржоми я сделал только одну остановку в Натахтари, поменял в обменнике маленько деревянных на всякий случай, курс был 36 лари за тысячу, а в Степанцминде 33 лари, и прикупил пару бутылок лимонада Натахтари, расплатившись картой Visa. Во всех более менее приличных магазинах можно расплатиться картой visa/master card, но карты мир не принимаются. После выехал на автомагистраль и покатил в сторону Боржоми. Про состояние дорог уже написал, но добавлю в принципе в Грузии можно ездить даже без навигатора, прекрасные развязки с указателями расстояния до маневра и причем не единожды. Такая же ситуация и в городах где проезжал: Хашури, Зестафони, Кутаиси, Самтредиа, Озургети. В общем где то к 15-00 03.09 мы таки добрались до Боржоми и озаботились поиском ночлега. В центре жена зашла в одну из гостиниц и вернулась тут же - цена за номер в районе 100$. Развернулись и поехали искать дальше. По дороге увидели 2 отеля и остановились в EcoRest - Likani Palace за 100 лари за ночь. В гостинице такое ощущение, что были только мы. Заселились отдохнули маленько и пошли прогулять, осмотреть парк Боржоми, попить водички, ну и начать гастрономическое знакомство с Грузией.
 
Последнее редактирование:

crb.JOKER

Хороший человек
Турист
Сообщения
8
Реакции
6
Баллы
18
Боржоми-Кура.jpg
БоржомиПарк.jpg
БоржомиПарк1.jpg

В центре озаботился вопросом: «Что пора бы уж нам нормально отобедать, ну а может уже и отужинать» и по совету местных жителей отправился в ресторан «Метрополь» рядом с ж/д вокзалом и самим Боржоми парком. Обед ну или ужин впечатлил, впрочем как и вся грузинская кухня, но об этом попозже. Прогулка в боржоми-парке понравилась, только вот показалось, что количество всяких торговцев значительно превышает количество туристов. Вернулись мы в гостиницу часам к 21-00. А на утро был намечен последний бросок до моря.

День четвертый
День четвертый.jpg

Заселение в гостиницу после 14:00, поэтому я не особо торопился. По дороге после Боржоми остановились в придорожной кафешке попили кофейку, поели имеретинский хачапури и направились в сторону Зестафони. Где-то на отрезке Хашури-Зестафони жена увидела кеци и уже прямо хотела тут же купить, пришлось отговорить и оставить это мероприятие на обратную дорогу. По дороге также планировал заехать в магазин Terjola Wine Factory (42.1665065,42.9406161) и затариться винцом и чем еще покрепче. Магазин оказался прямо на автомагистрали после развязки на населенный пункт (там вдоль дороги указатель имеется). Затарил 2 ящика, в основном вина, и поехал дальше. В Кутаиси проехал через весь город по навигатору, ибо объездная была закрыта в сторону Батуми. Хотел заправиться газом еще в Зестафони, да на заправке пропан отсутствовал. Доехал до Самтредиа, все высматривал пропановые колонки на сетевых заправках типа Wissol, Rompetrol, Lukoil, Gulf, Socar, но на них есть только метан. Пропановые заправки, как правило бочки, могут быть рядом с заправками. Картой на них не расплатитесь, только наличкой и без чека, благо заправочные автоматы показывают сразу общую сумму и заправленный литраж. Заправил где-то на въезде в Самтредиа 25 литров и поехал в сторону Кобулети. Вот тут мне мой СитиГид подкинул откровенную пакость - вместо Ланчхути и Уреки он повел меня через Озургети. В конце концов послушал его и жену, о чем потом мы пожалели оба.
День четвертый1.jpg

Поездка по Военно-грузинской дороге показалась мне легкой прогулкой по сравнению с поездкой до Озургети, ну а после него дорога была уже совсем убитая, где ехал я 20 км/ч максимум и объезжал все ямы и выбоины, виляя, то по своей, то по встречной полосе. Справедливости ради стоит сказать, что такой убитой дороги было всего км 5-10 и дальше дорогу уже закатывали в асфальт грузинские дорожники. В конце концов добрались мы таки до своего отеля в Кобулети. Отель шикарный с паркингом, завтрак включен, а на пляж я ходил в плавках с полотенцем. В номере громадный балкон, который выходил на 2 стороны. Паркингом пользовался каждый день. Один день был шторм, а утром вся дорога возле отеля в сосновых шишках и ветках. Думаю как хорошо, что поставил на паркинг. Было бы не очень приятно обнаружить утром какую ни будь вмятину на крыше авто. В принципе отель даже превзошел все наши ожидания и соответствовал отзывам на букинге, что оказалось для меня неожиданно.

Вид на отель и паркинг
Отель.jpg

Отель.jpg
P_.jpg

Вид с балкона.jpg

По случаю приезда открыли бутылку Saperavi урожая 2015г, закусили осетинскими персиками и хачапури, а к вечеру отправились на море. Пляж в Кобулети - это километров 10 береговой линии, вдоль которой и тянется город, в основном с галькой и что очень обрадовало, всяким отсутствием заборов, ограничивающих подходы к морю. В Крыму нас это сильно раздражало, не знаю может таки с 2015г там что-то изменилось? А поперек весь Кобулети - это 3 улицы, которые можно пройти минут за 15-20. И вообще отель оказался в самом центре, рядом городская управа, площадь, куча продуктовых магазинов и рынок в 10 минутах. Единственное небольшое неудобство - это кафешки на набережной и музыкальное сопровождение почти до ночи.

День пятый
Ранним утром сходили искупались до завтрака и в этот день ехать куда-либо и осматривать достопримечательности у меня не было никакого желания. Днем поехал помыл авто от всей дорожной пыли и коровьих кизяков. Все удовольствие 15 лари за мойку кузова и салона и скажу вам: так досконально мою машину не мыли вообще никогда. Грузин даже заслонки дефлекторов пропылесосил и щеточкой почистил. После обеда в отеле мне порекомендовали съездить отобедать на форелевую ферму в селе Кокхи. Оказалось не далеко, км 13 от отеля, дорога весьма приличная, только последний ~ км бетонка, по которой двум машинам разъехаться весьма проблематично. Координаты к сожалению в навигатор не сохранил. Был там 2 раза, готовят отменно и считаю не очень дорого. Оба раза обед на двоих с женой обошелся в районе 30-40 лари, в ресторане много и грузин и туристов. Можно заказать форель, горбушу или осетра, но осетр минимум 2 кг и цена 80 лари за кг и съесть его вдвоем не реально.

Ресторан и рыба на ферме
Ресторан.jpg

Лосось.jpg

Рыбку могут выловить и приготовить любую по Вашему желанию. Посещением оба раза остались очень довольны. На следующий день таки собрались мы заняться осмотром достопримечательностей и интересных мест. Первым местом была крепость Петра. Выехали из Кобулети и минут через 5-10 были на месте. У дороги указатель и неорганизованная парковка. С указателями в Грузии вообще все хорошо, любая достопримечательность вот вам указатель и вообще все они однотипные, не промахнетесь если знать, что хочешь и смотреть по сторонам. В крепости много туристов, а вход бесплатный.
Петра.jpg
Петра1.jpg

Следующим пунктом был ботанический сад в Батуми. В свою поездку по Крыму имел удовольствие посетить Никитский ботанический сад, так что есть с чем сравнивать. И могу сказать, что сад в Батуми побольше и получше. Ездили туда 2 раза, гуляли часа по 3-3.5 и весь так и не обошли. Заезжал всегда со стороны Чакви, координаты входа N41.70675, E41.72257 ориентир - заправка Gulf и после нее дорога на право (там кстати тоже есть стандартный указатель).
Карта.jpg

Билет на день стоит 15 лари на человека (в кассе можно расплачиваться картой) и как я понял, в течении дня можно заходить не один раз. Со стороны Чакви есть бесплатная парковка (про остальные не знаю). Пускают даже с собаками. Территория сада расположена вдоль побережья на террасах и разбита по климатическим зонам, которые обозначены на карте. Для особо ленивых по территории курсируют электромобили, стоимость поездки по моему 5 лари с человека.
Ботанический сад.jpg

Территория ухоженная, дорожки заасфальтированы, траву скашивают и убирают, при нас по всему парку меняли освещение. Много лавочек, скамеек так что отдохнуть есть где, если решились на пешую прогулку. Видно, что люди стараются поддержать все в достойном состоянии. На территории даже есть оборудованные места для приготовления шашлыков, правда цена за эту услугу не весьма демократичная - 150 лари с человека. Приезжают молодожены на фотосессии. По террасам есть и просто тропинки, где вы гуляя не встретите никого. Если отправитесь на пешую экскурсию, то бутылка с водой будет не лишней. Около всех входов есть зона с бесплатным Wi-Fi. Уж каков он по скорости и качеству не пробовал.

Памятник создателю сада Краснову Андрею Николаевичу. Похоронен кстати на территории сада.
Краснов АН.jpg


Японский сад
Японский сад.jpg


Мексиканская аллея
Кактус.jpg


Вид с одной из террас
Вид с террасы.jpg

Ну и последний пункт в программе было посещение водопада Махунцети и арочного моста царицы Тамары. В принципе раскрученное туристическое место, куда приезжают и машинами и такси и различными организованными и не очень автобусными экскурсиями. И все хотят сфотографироваться на пролете моста, да так чтобы никого не было. Я вот окунуться в водопад хотел, да народу уйма была, даже не подойти, посему только ножки окунул.
Мост.jpg
Водопад.jpg


Про еду и напитки
Еда и все, что с ней связано - это отдельная тема и думаю, что все посетившие Грузию вспоминают прекрасную грузинскую кухню, вино или другие напитки и все что с этим связано. Эти воспоминания всплывают и у нас, и только хорошие. Разнообразие блюд и напитков просто поражает - за неделю не успел много попробовать (при том, что ни я, ни жена ни разу не обжоры), но то, что пробовал нравилось всегда и всегда было вкусным, свежим и приготовленным от души. Ел и в придорожных кафе и в кафе в Кобулети и в ресторане на рыбной ферме - нравилось все и всегда. И больше чем на 40 лари мы вдвоем не наедали, хотя себя ни в чем не ограничивали. Порции везде не маленькие и нам всегда хватало наесться по одному блюду на каждого. Единственное, что мне не пошло, так это домашнее вино, может брал не то или не там, а вот пиво натахтари понравилось, очень даже ничего. Недавно увидел такое же в Ашане - надо будет взять. Сейчас уже с трудом вспомню названия всех блюд, которые пробовал: ну естественно хинкали, хачапури, чахохбили - первое, что приходит на ум, чешушули (как острое так и нет), оджахури, яхне, борано, форель в кеци. Хачапури пробовал аджарский, имеритинский и на шампуре, и почти всегда брал его вместо хлеба. До остальных видов ход так и не дошел. Больше всего понравился, как ни странно, домашний компот в ресторане на рыбной ферме, хачапури на шампуре, ну и конечно форель, фаршированная грецким орехом, и приготовленная на листьях грецкого ореха в кеци из дровяной печи.
Форель в Кеци.jpg

Оджахури.jpg
Трофеи.jpg

Помимо вина, коньяка и чачи привезли еще кучу кеци различных размеров и форм, глиняную турку для кофе (кофе в ней гораздо вкуснее почему-то чем в обычной), да супруга набрала всяких досок разделочных деревянных, традиционно набрали на рынке разной чурчхелы, лимонада натахтари разного вида, рассыпного грузинского чая, различных специй, сванской соли и пару эвкалиптовых веников в подарок по цене 1 лари за пару. Причем веники такого размера, что можно улицу подметать. Короче как всегда - багажник был забит битком. Проблем на границе с алкоголем не возникло - сказал 6 литров и нашей таможне наплевать. Кеци покупал на участке от Зестафони до Хашури, там много всяких торговцев и цены начинаются от 2 лари до 7, в зависимости от размера и формы. Все остальное было куплено на рынке в Кобулети. Цены на рынке Кобулети: сванская соль и всякие специи- 1 лари пакетик, персики - 2.5-3 лари, виноград 2 лари, инжир - 5 лари, копченый сулугуни 8 лари кг, помидоры от 0.5 лари, чурчхела от 2 лари, чай рассыпной 12-15 лари кг. Остальное и не особо помню. Сколько ни пробовал торговаться на рынке - грузины в цене не уступают, может только для туристов так, в лучшем случае положат еще сверху типа в подарок. Но честно торговался я чисто из любопытства. И скажу, что такого количества и разнообразия местных фруктов и овощей, специй и прочей снеди я не видел очень давно.

Ну и еще о чем хотелось бы написать так это о тех вроде бы мелочах, а может быть и не мелочах, но которые лично для нас обоих создают впечатление от посещения другой страны. Так было и в Чехии с Германией и на Украине и в Крыму, да везде, куда ездил по каким-либо причинам. Начиная с работы пограничной службы и таможни на въезде в Грузию и дорог про которые уже писал, работы полиции, отношения людей и заканчивая жидким мылом и сушилками для рук, которые есть в каждом туалете и мусорными контейнерами, которые мало того, что убирают ежедневно, так еще и дезинфицируют, чтобы не было запаха и всяких мух (такого не видел нигде). Вообще Грузия старается делать все, чтобы туристы к ним ехали, что меня не «очень радует». И думаю у них это хорошо получается. В общем 4500 тысячи км туда-обратно мы проехали не зря, совсем не зря. И думаю вернусь туда еще, не знаю когда, но вернусь точно и однозначно.

Дорога обратно
12.09 часиков около 8 утра мы уехали из отеля, рассчитывая по дороге купить кеци, и пересечь границу где-нибудь опосля обеда. Переночевать я собирался опять же на горячих источниках. В Степанцминде обменял не истраченные лари на деревянные и к границе приехал часам к 16. Переход занял: грузинская граница 5 минут, российская 1.5 часа. Да и хотелось бы передать отдельный привет 2 отчаянным мотоциклистам, которые помигали и посигналили мне при подъезде к грузинскому КПП и которых я еще пару раз видел по дороге до ТЛТ, чинящими заднее колесо на одном из мотоциклов. Номер одного из них 3512АВ63. Удачи Вам на дорогах. И еще «Спасибо всем тем, кто мигал дальним светом» (с). К вечеру был в Бирагзанге, искупался, переночевал и раненько с утра рванул в сторону Волгограда. Единственная потеря - жена забыла там 2 головки грузинского сыра в холодильнике. Вторая остановка была запланирована в городе-герое Волгограде. И надеялся, что доберусь туда без проблем, но все же доблестные служители ГИБДД, о которых так много и часто пишут на просторах интернета, не обошли и меня стороной, пытаясь развести за обгон под запрещающий знак, причем дорогу только закатали в свежий асфальт, разметки никакой не было и опережал я праворукий Nissan Note с номерами Приморского края, который ехал почти по обочине. В общем останавливают меня километров через 30 ГИБДДшники и начинают стандартные процедуры развода, показывают видео, снятое не понятно как и на что, на котором даже номеров моих толком не видно. Не стал их разочаровывать этим и стоял на своем: «Выезда на встречную полосу нет - значит и обгона нет, а есть опережение ТС». Минут 5 мы препирались в патрульной машине и уехал я спокойно с правами в Волгоград. Только время потратил и нервы потрепали. В Волгограде переночевал в гостинице Parallel. Рекомендовать ее не буду, ибо нечего. Утром решил по дороге заехать на Мамаев курган, что и было успешно осуществлено. Музейный комплекс конечно впечатлил очень, но вот деревянная табличка с надписью: «По братским могилам не ходить» просто убила наповал. В общем после Волгограда добрался я домой 15.09 часам к 20-00 без приключений, прикупив еще волгоградских арбузов и дынь по дороге.
Родина-Мать.jpg

Единственное о чем сейчас жалею, так это о том что не заехал на денек другой в Тбилиси и не съездил в национальный парк Мтирала, но будет повод вернуться.

Еще раз спасибо, что дочитали до конца.
 

Кутарама

Земной Скиталец
Турист
Сообщения
153
Реакции
63
Баллы
145
Хорошо написано, достаточно подробно, фотографии, схемы, личные переживания, в общем очень здорово!
На следующий год нас пригласили в Кутаиси!
 

Последние комментарии

Верх Низ