Писал я данное повествование недели две с перерывами и незапланированными остановками. Получилось наверно очень длинно, возможно где то коряво и может не всегда интересно, но я старался объективно описать все свои впечатления, тем более писал такой отчет впервые. Заранее благодарен тем, кто дочитает сей опус до конца.
О своем отдыхе я задумался еще летом прошлого года, ибо со времени моего последнего нормального отпуска в Крыму в конце сентября 2015г прошло совсем не мало времени. Да Крым хорош, особенно когда в нем нет толп отдыхающих, а отдыхал я с 29.09 по 08.10 и посмотреть есть что и вспомнить тоже, особенно поездка с парома по южнобережному шоссе ночью, музейный комплекс на 35 береговой батарее в Севастополе, ботанический сад в Никите, каньон, ну и конечно замечательная природа. Но рассказ не об этом, а о том, как я дошел до поездки в Грузию, о самой поездке и о моих впечатлениях о поездке, границе и самой стране. В общем постараюсь излагать все поподробней.
Еще в 2016 после смены авто я задумался о поездке в теплые края к морю и поначалу довольно долго посматривал в сторону Абхазии, даже присмотрел отель в Пицунде, но друзья которые отдыхали в Абхазии в 17 и 18 годах особого восторга не высказывали, поэтому я как то поостыл, а тут еще коллеги поделились восторженными отзывами о поездке в Грузию один летал самолетом, другой ездил машиной, причем не один раз. Это и склонило меня ехать туда и естественно машиной-расходы меньше, а свободы и возможностей гораздо больше. В общем решение было принято, а вторая половинка его одобрила. К сентябрю прошлого года я уже точно знал, что поеду и запланировал это мероприятие на сентябрь 2018 народу меньше, свободы больше и бархатный сезон самое то. Осталось определиться с местом отдыха. Батуми отпал сразу сам собой, не люблю сильно раскрученные туристические места, нам хотелось комфортного спокойного отдыха. Сначала склонялся отдохнуть в Уреки, но именно песчаный пляж и мелкое море оттолкнули меня от этой мысли поэтому выбор пал на Кобулети. Месяца два до ноября я неспешно выбирал место проживания, сравнивал цены и читал отзывы на различных ресурсах в сети. Условиями был комфортный номер, завтрак и наличие парковки в отеле. В результате через booking на 8 дней с 04.09 был выбран и забронирован GB Hotel (N41.81949, E41.77375) на первой линии (метрах в 50 от пляжа) о чем в дальнейшем мы ни разу не пожалели. Предоплат никаких не было. Цена за этот шикарный номер 150 лари за сутки. До лета 2018г я полностью успокоился, хотя изредка все же почитывал отчеты о поездках и темы в форумах на drom.ru и kray-zemli.com, чтобы быть так сказать в курсе, где и наткнулся на информацию, что с 01.03.18г. Грузия ввела обязательную страховку на иностранные автомобили, въезжающие на территорию Грузии, благо есть возможность оформить и оплатить полис онлайн, что я впоследствии и сделал перед поездкой и обошелся он в 30 лари или 826 деревянных за 15 дней по текущему курсу сбербанка. Кстати полис привязан не к водителю/собственнику, а к автомобилю, что по моему мнению правильно. В мае-июне коллега, который мне рекомендовал поездку дал координаты горячих источников в РСО Алании под Владикавказом и настоятельно рекомендовал там отдохнуть и переночевать, но об этом дальше.
Перед поездкой в автомобиле были заменены передние тормозные диски с колодками (что на серпантинах ВГД очень пригодилось), проверены все жидкости, долито до максимума масло в двигатель, заменен воздушный фильтр, проверены и сброшены сканером все ошибки по двигателю, куплен комплект ламп БС. Да и положил запаску в багажник ибо в нише запасного колеса у меня пропановый баллон. Штатная навигация СитиГид была обновлена еще в мае, туда же засунул карту Грузии, на планшет загрузил оффлайн карты яндекса по всему маршруту. Также расписан и распечатан маршрут с основными развязками и просмотрены панорамы на гугл и яндекс картах (мне очень удобно показалось? так же поступал еще когда ездил в Крым). Перед поездкой заправил 40л пропана и 92 до отсечки. Маршрут рассчитывал так, чтобы ехать максимальное расстояние на газу.
Первый день
Выезд запланирован был на утро дня знаний, а ночевка в Элисте. Проехать за день 1100 км мне показалось реальным. Гостиницы в Элисте не бронировал, просто выписал адреса/телефоны, которые более-менее понравились. Маршрут до Волгограда известен, а там прямиком на Элисту. Тлт-Сызрань-Сенной-СКАД-Камышин-Волгоград-Элиста. Выезд запланировал на 4 утра самарского времени, но как всегда: «человек предполагает, а господь располагает» в результате выехал в 5. Дорога до Саратова в приличном состоянии на твердую четверку. До Саратова как всегда постоял на переезде в Сенном, ну и где-то в том же районе Сенной-Синодское реверсивное движение из-за ремонта. В Саратове на кольцевой заправился газом. Газ в саратовской области оказался самый дорогой по всему маршруту, но я был готов к этому, коллеги, вернувшиеся с югов, просвятили. В тлт перед выездом заправлялся по 23 руб. за литр, а на СКАДе 28,63 руб., дороже пропан был только в Грузии 1,4-1,6 лари по курсу деревянного, на момент отдыха это от 38 до 44 руб. В общем часам к 11 утра я уже катил в сторону Волгограда и участок от Волгограда до Камышина мне показался самым тяжелым за всю поездку: достаточно плотный трафик, температура 32-33. В город герой я приехал уже подуставший и основательно вспотевший, кондиционер конечно спасает, но постоянно им не пользовался. По дороге в Волгограде заехал в Ленту, там на парковке перекусил (все припасы-перекусы были с собой), попил кофейку и двинул дальше. В Волгограде на газпромнефти заправился газом уже по 24,7 руб. Дороги в Волгограде конечно подремонтировали к ЧМ, но как-то местами. Местные в городе водят и перестраиваются достаточно резко, не всегда используя поворотники, но с учетом того, что проехал я весь Волгоград с севера на юг и почти везде в центре не менее трех полос в одну сторону, можно сказать, что вполне себе ничего. Что еще понравилось в Волгограде - так это то, что трамвайные пути находятся с края проезжей части, а не по середине. В общем часам к 17 я уже катил в сторону Элисты. Дорога до Элисты ничем особо не запомнилась, разве, что кучей знаков с ограничением скорости, установленных не понятно по какой причине, но этим в прочем грешат не только там, такое же видел неоднократно в Татарстане. С учетом того, что ехал я почти все время на круиз-контроле, меня это не сильно напрягало. Часам к 20 я уже подъезжал к Элисте. В одной из выбранных гостиниц была куча народу и, позвонив в гостиницу «Гостиный двор» поехали туда. Номер оказался «люксом» по местным понятиям, на самом деле просто большой номер с большой кроватью, телевизором и так себе душем. Парковка в полностью огороженном дворе с автоматическими воротами. В общем за 2 рубля вполне пойдет. Элиста показалась большой и не особо ухоженной «деревней» с узкими улицами и все, чем запомнилась, так это не освещенные улицы и тем, что какой-то местный алкаш чуть не вывалился мне под колеса. На обратной дороге даже не стал в нее заезжать, а объехал по обводной дороге. Утром сорвался в сторону горячих источников в Бирагзанге РСО Алания.
День второй
Перед поездкой решил ехать из Элисты не на Дивное-Светлоград, а на Арзгир-Буденновск-Георгиевск-Прохладный-Алагир-Бирагзанг, хотя в интернетах не весьма лестные отзывы об этом маршруте. Просто не хотелось тратить время и нервы на общение с доблестными служителями ГИБДД по поводу и без него на постах, коих там хватает. Да, дорога далеко не идеал, но 80-90 км/ч ехать можно вполне, особенно по светлому. Местами волны на дороге и приходилось сбрасывать до 70км/ч. Самый плохой участок где то в районе Кевюд-Первомайское. В общем на троечку дорога. Фото правда уже на обратном пути, но суть не меняется.
Трасса Элиста-Арзгир
Как только пересекаешь границу Ставропольского края с дорогой становится все гораздо лучше. И думаю я не сильно потерял не поехав через Пятигорск. В общем до Бирагзанга я добрался без особых приключений часам к 15-00 с одной заправкой газом в Петропавловском, что в км 20 после Арзгира. По дороге в Эльхотово супруга увидела персики - купил 5л ведро за 250 руб. да еще и кучу помидор на сдачу (там кстати много чего продавали окромя персиков: помидоры, сливы, чеснок, грецкие орехи). Персики оказались отменными и доехали до Кобулети. На горячих источниках был запланирован отдых и ночевка перед границей. Если кому интересно ориентир это мост в Алагире через реку Ардон, после него поворот направо и до самого конца по деревне. Координаты из навигатора N42.99520, E44.22871. Заранее списался с хозяйкой. Цена за ночь 2000 за двоих, парковка для авто и неограниченное купание в источнике, хотя стоит это удовольствие 100 руб. за час при разовом посещении, хотя за временем там по моему никто особо не смотрит. Работает до 23-00. Там же есть кафешка: чай/кофе, горячие осетинские пироги, которые только привезли. В общем перекусил я пирогами с чаем, закусил персиками и насладился с женой природой, чистым воздухом и тишиной. Вообще природа Кавказа, как и горы, как-то завораживают и расслабляют.
Местный котег пришел попрошайничать сыр и сырокопченую оленину. В домике 2 кровати душ, туалет, чайник с чайным набором и для отдыха вполне пойдет.
В воскресенье народу было многовато и видел там машины, и с Красноярскими номерами, и с Костромскими, ну и естественно Ставропольский край и Алания и Чечня. В источнике вода ~40˚С сразу так и не залезешь, мне было горячо. Сначала ждал пока ноги привыкнут, ну а потом уж сам.
Наслаждение от купания не передаваемое. Такого расслабления не получал ни в бане с веником, ни в сауне, ни в хамаме. Вода чувствуется на кончиках пальцев. Если у кого проблемы с сердцем, то долго принимать ванны не рекомендуют. Окунулся 2 раза: сразу как приехал и совсем уж вечером и усталости, накопившейся за 1600 км, как и не бывало. За ночь воду слили, а ванну почистили (2 снимок) и начали набирать заново. Хотел дойти до реки Ардон, да не дошел, слишком крутой склон оказался, зато покормил оленя дикой грушей, которая росла там же, а пони яблоками, которые еще из тлт приехали. Да и договорился остановиться с ночевкой там же на обратной дороге.
В общем к утру я был бодр, свеж и готов к погранпереходу в Верхнем Ларсе.
День третий
Следующим пунктом моего путешествия было запланировано посещение Боржоми. Я понимал, что такое граница и серпантины Военно-Грузинской дороги и что 100 с лишним км от Верхнего Ларса до развязки в районе Мцхеты это не вот те проехать за час с лишним по ровной дороге. Опыт поездок по Южнобережному шоссе и на Большой каньон в Крыму ой как пригодился. Морально я был готов простоять на границе от 2 часов и более, но прошло все как нельзя лучше. Подъехал к нашему КПП 8-40, с грузинского выехал в 9-20. На подъезде не стоял нигде и нисколько. Единственное, на нейтралке ждали пока разъедутся 2 фуры, ибо 1 из тоннелей был закрыт. Чем еще запомнилось пересечение границы, так это грязный туалет со стороны России и относительно приличный туалет с жидким мылом и сушкой для рук со стороны Грузии, а также милой грузинской пограничницей, оформлявшей документы. Из 40 минут, потраченных на пресечение границы на российской стороне минут 20, на грузинской 5 минут, ну от силы 10. Пассажиры на грузинской стороне проходят отдельно, в машине остается только водитель с документами. Грузины не смотрели вообще ничего в машине. Загранпаспорт и свидетельство о регистрации ТС и «Добро пожаловать в Грузию». Что сразу поразило/впечатлило у грузин, так это состояние дорог, и работа дорожной полиции. Причем везде, хоть автобан от Тбилиси до Батуми, хоть дорога в какой-нибудь деревне. За ~1200 км, которые я проехал по Грузии, откровенно убитой дороги мне попалось км 20 и ту ремонтировали. А у грузинской полиции считаю, что нашему ГИБДД стоит поучиться. Патрулируют участок и автомобили всегда едут с проблесковыми маяками и включенными ДХО, видно их за версту и тут поневоле будешь вынужден соблюдать ПДД. Автомобили, как правило FORD Taurus или Skoda Octavia. И полицейские участки все стеклянные «аквариумы», которые находятся на главных дорогах в деревнях и их очень хорошо видно, да они могут отличаться размерами и формой здания, но всегда фасад из стекла. У меня никаких проблем с грузинской полицией не возникало, хотя один раз патрульная машина довольно долго ехала за мной, видимо наличие страховки проверяли. Потом он меня обогнал, развернулся и поехал в обратную сторону. Не особо верьте «интернетным истеричкам», которых якобы оштрафовали без причин. Просто не надо наглеть и явно нарушать и проблем с полицией не будет. Ну уж раз отвлекся на дороги - дальше фото дорог по маршруту до Кобулети и Батуми.
Военно-грузинская дорога
Даже на ней есть места для обгона, чем многие и пользуются.
Автомагистраль Тбилиси-Батуми
Дорога бетонная, разрешенная скорость 110 км/ч, местами ограничение до 90 км/ч, отличные развязки с указателями. Предупреждения о камерах (не знаю есть ли у грузин штрафы за превышение). На ней у меня расход по газу вышел 6,9 л/ на 100 км, чего даже на бензине не было.
Тоннель длина 1750 м
Где то по дороге из Боржоми
Раз уж начал писать о дорогах и полиции, то напишу и о грузинских водителях и их транспортных средствах. Ездят грузины довольно динамично, особенно таксисты, могут запросто обгонять через сплошную и ограничения скорости в населенных пунктах откровенно не для них (видимо это у них в крови). При обгоне будут фафакать сигналом, мигать дальним светом, но поворотники используют ну очень редко. Если видят, что ты принимаешь правее и даешь обгонять, обгоняют при первой возможности, но сами так делают не всегда. Пешеходов не пропускают, даже на зебре. В Батуми сам был тому свидетелем, когда маршрутка в пробке не пропустив пешехода получила от него по лобовому стеклу, при этом нас то худо бедно приучили блюсти ПДД и когда сам пропускал пешиков на зебре в Кобулети, так грузин чуть ли не в пояс кланялся. Еще в тупик поставили грузинские кольца - никаких знаков приоритета, да и само кольцо такое, что не сразу заметишь. В тлт привык, что на кольце минимум две, а то и три полосы и кольцо всегда главное, а тут подъезжаешь к кольцу, тетка в навигаторе орет: «кольцевая развязка - третий съезд», а сам не понимаешь, как же тут все разъезжаются и где же этот съезд. Короче на кольцах какое-то броуновское движение и такая организация кольцевого движения и в Хашури, и в Боржоми, и в Кобулети с Батуми, да везде, где с этим сталкивался. При всем этом аварий я не видел ни разу, а к грузинской манере вождения я привык почти сразу, доехав до арки дружбы народов, ну или может быть до Натахтари. Еще одно неудобство - это грузинские коровы на дорогах в деревнях, но справедливости ради стоит сказать, что и в Осетии и в Кабардино-Балкарии коровы также спокойно гуляют и пасутся вдоль дорог. Ну и закончим лирическое отступление от маршрута следования «непутевыми» заметками о грузинских автомобилях. По моему мнению самая популярная машина у грузин это мерседесы, причем модель, год выпуска, комплектация могут быть кардинально разными, но чтобы мерседес. А потом как ни странно, опять же по моему субъективному мнению идут не тойоты камри, а тойоты приусы, как праворульные так и нормальные. Ну и далее всякие праворульки минивэны: мицубиси делики, ниссаны и те же тойоты. Не видел много ни бмв, ни ауди, как не странно. Причем состояние авто может быть абсолютно разным: от откровенного хлама до почти идеального. Ну и в порядке вещей у грузин оставлять машины с открытыми окнами спереди, а в Батумском ботаническом саду стоял Лэнд-Ровер с приоткрытыми окнами и ключом в замке зажигания. Вот оно наглядное доказательство реформы полиции.
Вернемся таки к дороге в Боржоми. В Степанцминде не останавливался и не собирался. Деньги менять там не выгодно, толпы машин и праздношатающихся туристов. Из всех достопримечательностей на ВГД остановился только у арки дружбы народов, уж больно виды там красивые, особенно если горы до этого в живую не видел. До Боржоми я сделал только одну остановку в Натахтари, поменял в обменнике маленько деревянных на всякий случай, курс был 36 лари за тысячу, а в Степанцминде 33 лари, и прикупил пару бутылок лимонада Натахтари, расплатившись картой Visa. Во всех более менее приличных магазинах можно расплатиться картой visa/master card, но карты мир не принимаются. После выехал на автомагистраль и покатил в сторону Боржоми. Про состояние дорог уже написал, но добавлю в принципе в Грузии можно ездить даже без навигатора, прекрасные развязки с указателями расстояния до маневра и причем не единожды. Такая же ситуация и в городах где проезжал: Хашури, Зестафони, Кутаиси, Самтредиа, Озургети. В общем где то к 15-00 03.09 мы таки добрались до Боржоми и озаботились поиском ночлега. В центре жена зашла в одну из гостиниц и вернулась тут же - цена за номер в районе 100$. Развернулись и поехали искать дальше. По дороге увидели 2 отеля и остановились в EcoRest - Likani Palace за 100 лари за ночь. В гостинице такое ощущение, что были только мы. Заселились отдохнули маленько и пошли прогулять, осмотреть парк Боржоми, попить водички, ну и начать гастрономическое знакомство с Грузией.
О своем отдыхе я задумался еще летом прошлого года, ибо со времени моего последнего нормального отпуска в Крыму в конце сентября 2015г прошло совсем не мало времени. Да Крым хорош, особенно когда в нем нет толп отдыхающих, а отдыхал я с 29.09 по 08.10 и посмотреть есть что и вспомнить тоже, особенно поездка с парома по южнобережному шоссе ночью, музейный комплекс на 35 береговой батарее в Севастополе, ботанический сад в Никите, каньон, ну и конечно замечательная природа. Но рассказ не об этом, а о том, как я дошел до поездки в Грузию, о самой поездке и о моих впечатлениях о поездке, границе и самой стране. В общем постараюсь излагать все поподробней.
Еще в 2016 после смены авто я задумался о поездке в теплые края к морю и поначалу довольно долго посматривал в сторону Абхазии, даже присмотрел отель в Пицунде, но друзья которые отдыхали в Абхазии в 17 и 18 годах особого восторга не высказывали, поэтому я как то поостыл, а тут еще коллеги поделились восторженными отзывами о поездке в Грузию один летал самолетом, другой ездил машиной, причем не один раз. Это и склонило меня ехать туда и естественно машиной-расходы меньше, а свободы и возможностей гораздо больше. В общем решение было принято, а вторая половинка его одобрила. К сентябрю прошлого года я уже точно знал, что поеду и запланировал это мероприятие на сентябрь 2018 народу меньше, свободы больше и бархатный сезон самое то. Осталось определиться с местом отдыха. Батуми отпал сразу сам собой, не люблю сильно раскрученные туристические места, нам хотелось комфортного спокойного отдыха. Сначала склонялся отдохнуть в Уреки, но именно песчаный пляж и мелкое море оттолкнули меня от этой мысли поэтому выбор пал на Кобулети. Месяца два до ноября я неспешно выбирал место проживания, сравнивал цены и читал отзывы на различных ресурсах в сети. Условиями был комфортный номер, завтрак и наличие парковки в отеле. В результате через booking на 8 дней с 04.09 был выбран и забронирован GB Hotel (N41.81949, E41.77375) на первой линии (метрах в 50 от пляжа) о чем в дальнейшем мы ни разу не пожалели. Предоплат никаких не было. Цена за этот шикарный номер 150 лари за сутки. До лета 2018г я полностью успокоился, хотя изредка все же почитывал отчеты о поездках и темы в форумах на drom.ru и kray-zemli.com, чтобы быть так сказать в курсе, где и наткнулся на информацию, что с 01.03.18г. Грузия ввела обязательную страховку на иностранные автомобили, въезжающие на территорию Грузии, благо есть возможность оформить и оплатить полис онлайн, что я впоследствии и сделал перед поездкой и обошелся он в 30 лари или 826 деревянных за 15 дней по текущему курсу сбербанка. Кстати полис привязан не к водителю/собственнику, а к автомобилю, что по моему мнению правильно. В мае-июне коллега, который мне рекомендовал поездку дал координаты горячих источников в РСО Алании под Владикавказом и настоятельно рекомендовал там отдохнуть и переночевать, но об этом дальше.
Перед поездкой в автомобиле были заменены передние тормозные диски с колодками (что на серпантинах ВГД очень пригодилось), проверены все жидкости, долито до максимума масло в двигатель, заменен воздушный фильтр, проверены и сброшены сканером все ошибки по двигателю, куплен комплект ламп БС. Да и положил запаску в багажник ибо в нише запасного колеса у меня пропановый баллон. Штатная навигация СитиГид была обновлена еще в мае, туда же засунул карту Грузии, на планшет загрузил оффлайн карты яндекса по всему маршруту. Также расписан и распечатан маршрут с основными развязками и просмотрены панорамы на гугл и яндекс картах (мне очень удобно показалось? так же поступал еще когда ездил в Крым). Перед поездкой заправил 40л пропана и 92 до отсечки. Маршрут рассчитывал так, чтобы ехать максимальное расстояние на газу.
Первый день
Выезд запланирован был на утро дня знаний, а ночевка в Элисте. Проехать за день 1100 км мне показалось реальным. Гостиницы в Элисте не бронировал, просто выписал адреса/телефоны, которые более-менее понравились. Маршрут до Волгограда известен, а там прямиком на Элисту. Тлт-Сызрань-Сенной-СКАД-Камышин-Волгоград-Элиста. Выезд запланировал на 4 утра самарского времени, но как всегда: «человек предполагает, а господь располагает» в результате выехал в 5. Дорога до Саратова в приличном состоянии на твердую четверку. До Саратова как всегда постоял на переезде в Сенном, ну и где-то в том же районе Сенной-Синодское реверсивное движение из-за ремонта. В Саратове на кольцевой заправился газом. Газ в саратовской области оказался самый дорогой по всему маршруту, но я был готов к этому, коллеги, вернувшиеся с югов, просвятили. В тлт перед выездом заправлялся по 23 руб. за литр, а на СКАДе 28,63 руб., дороже пропан был только в Грузии 1,4-1,6 лари по курсу деревянного, на момент отдыха это от 38 до 44 руб. В общем часам к 11 утра я уже катил в сторону Волгограда и участок от Волгограда до Камышина мне показался самым тяжелым за всю поездку: достаточно плотный трафик, температура 32-33. В город герой я приехал уже подуставший и основательно вспотевший, кондиционер конечно спасает, но постоянно им не пользовался. По дороге в Волгограде заехал в Ленту, там на парковке перекусил (все припасы-перекусы были с собой), попил кофейку и двинул дальше. В Волгограде на газпромнефти заправился газом уже по 24,7 руб. Дороги в Волгограде конечно подремонтировали к ЧМ, но как-то местами. Местные в городе водят и перестраиваются достаточно резко, не всегда используя поворотники, но с учетом того, что проехал я весь Волгоград с севера на юг и почти везде в центре не менее трех полос в одну сторону, можно сказать, что вполне себе ничего. Что еще понравилось в Волгограде - так это то, что трамвайные пути находятся с края проезжей части, а не по середине. В общем часам к 17 я уже катил в сторону Элисты. Дорога до Элисты ничем особо не запомнилась, разве, что кучей знаков с ограничением скорости, установленных не понятно по какой причине, но этим в прочем грешат не только там, такое же видел неоднократно в Татарстане. С учетом того, что ехал я почти все время на круиз-контроле, меня это не сильно напрягало. Часам к 20 я уже подъезжал к Элисте. В одной из выбранных гостиниц была куча народу и, позвонив в гостиницу «Гостиный двор» поехали туда. Номер оказался «люксом» по местным понятиям, на самом деле просто большой номер с большой кроватью, телевизором и так себе душем. Парковка в полностью огороженном дворе с автоматическими воротами. В общем за 2 рубля вполне пойдет. Элиста показалась большой и не особо ухоженной «деревней» с узкими улицами и все, чем запомнилась, так это не освещенные улицы и тем, что какой-то местный алкаш чуть не вывалился мне под колеса. На обратной дороге даже не стал в нее заезжать, а объехал по обводной дороге. Утром сорвался в сторону горячих источников в Бирагзанге РСО Алания.
День второй
Перед поездкой решил ехать из Элисты не на Дивное-Светлоград, а на Арзгир-Буденновск-Георгиевск-Прохладный-Алагир-Бирагзанг, хотя в интернетах не весьма лестные отзывы об этом маршруте. Просто не хотелось тратить время и нервы на общение с доблестными служителями ГИБДД по поводу и без него на постах, коих там хватает. Да, дорога далеко не идеал, но 80-90 км/ч ехать можно вполне, особенно по светлому. Местами волны на дороге и приходилось сбрасывать до 70км/ч. Самый плохой участок где то в районе Кевюд-Первомайское. В общем на троечку дорога. Фото правда уже на обратном пути, но суть не меняется.
Трасса Элиста-Арзгир
Как только пересекаешь границу Ставропольского края с дорогой становится все гораздо лучше. И думаю я не сильно потерял не поехав через Пятигорск. В общем до Бирагзанга я добрался без особых приключений часам к 15-00 с одной заправкой газом в Петропавловском, что в км 20 после Арзгира. По дороге в Эльхотово супруга увидела персики - купил 5л ведро за 250 руб. да еще и кучу помидор на сдачу (там кстати много чего продавали окромя персиков: помидоры, сливы, чеснок, грецкие орехи). Персики оказались отменными и доехали до Кобулети. На горячих источниках был запланирован отдых и ночевка перед границей. Если кому интересно ориентир это мост в Алагире через реку Ардон, после него поворот направо и до самого конца по деревне. Координаты из навигатора N42.99520, E44.22871. Заранее списался с хозяйкой. Цена за ночь 2000 за двоих, парковка для авто и неограниченное купание в источнике, хотя стоит это удовольствие 100 руб. за час при разовом посещении, хотя за временем там по моему никто особо не смотрит. Работает до 23-00. Там же есть кафешка: чай/кофе, горячие осетинские пироги, которые только привезли. В общем перекусил я пирогами с чаем, закусил персиками и насладился с женой природой, чистым воздухом и тишиной. Вообще природа Кавказа, как и горы, как-то завораживают и расслабляют.
Местный котег пришел попрошайничать сыр и сырокопченую оленину. В домике 2 кровати душ, туалет, чайник с чайным набором и для отдыха вполне пойдет.
В воскресенье народу было многовато и видел там машины, и с Красноярскими номерами, и с Костромскими, ну и естественно Ставропольский край и Алания и Чечня. В источнике вода ~40˚С сразу так и не залезешь, мне было горячо. Сначала ждал пока ноги привыкнут, ну а потом уж сам.
Наслаждение от купания не передаваемое. Такого расслабления не получал ни в бане с веником, ни в сауне, ни в хамаме. Вода чувствуется на кончиках пальцев. Если у кого проблемы с сердцем, то долго принимать ванны не рекомендуют. Окунулся 2 раза: сразу как приехал и совсем уж вечером и усталости, накопившейся за 1600 км, как и не бывало. За ночь воду слили, а ванну почистили (2 снимок) и начали набирать заново. Хотел дойти до реки Ардон, да не дошел, слишком крутой склон оказался, зато покормил оленя дикой грушей, которая росла там же, а пони яблоками, которые еще из тлт приехали. Да и договорился остановиться с ночевкой там же на обратной дороге.
В общем к утру я был бодр, свеж и готов к погранпереходу в Верхнем Ларсе.
День третий
Следующим пунктом моего путешествия было запланировано посещение Боржоми. Я понимал, что такое граница и серпантины Военно-Грузинской дороги и что 100 с лишним км от Верхнего Ларса до развязки в районе Мцхеты это не вот те проехать за час с лишним по ровной дороге. Опыт поездок по Южнобережному шоссе и на Большой каньон в Крыму ой как пригодился. Морально я был готов простоять на границе от 2 часов и более, но прошло все как нельзя лучше. Подъехал к нашему КПП 8-40, с грузинского выехал в 9-20. На подъезде не стоял нигде и нисколько. Единственное, на нейтралке ждали пока разъедутся 2 фуры, ибо 1 из тоннелей был закрыт. Чем еще запомнилось пересечение границы, так это грязный туалет со стороны России и относительно приличный туалет с жидким мылом и сушкой для рук со стороны Грузии, а также милой грузинской пограничницей, оформлявшей документы. Из 40 минут, потраченных на пресечение границы на российской стороне минут 20, на грузинской 5 минут, ну от силы 10. Пассажиры на грузинской стороне проходят отдельно, в машине остается только водитель с документами. Грузины не смотрели вообще ничего в машине. Загранпаспорт и свидетельство о регистрации ТС и «Добро пожаловать в Грузию». Что сразу поразило/впечатлило у грузин, так это состояние дорог, и работа дорожной полиции. Причем везде, хоть автобан от Тбилиси до Батуми, хоть дорога в какой-нибудь деревне. За ~1200 км, которые я проехал по Грузии, откровенно убитой дороги мне попалось км 20 и ту ремонтировали. А у грузинской полиции считаю, что нашему ГИБДД стоит поучиться. Патрулируют участок и автомобили всегда едут с проблесковыми маяками и включенными ДХО, видно их за версту и тут поневоле будешь вынужден соблюдать ПДД. Автомобили, как правило FORD Taurus или Skoda Octavia. И полицейские участки все стеклянные «аквариумы», которые находятся на главных дорогах в деревнях и их очень хорошо видно, да они могут отличаться размерами и формой здания, но всегда фасад из стекла. У меня никаких проблем с грузинской полицией не возникало, хотя один раз патрульная машина довольно долго ехала за мной, видимо наличие страховки проверяли. Потом он меня обогнал, развернулся и поехал в обратную сторону. Не особо верьте «интернетным истеричкам», которых якобы оштрафовали без причин. Просто не надо наглеть и явно нарушать и проблем с полицией не будет. Ну уж раз отвлекся на дороги - дальше фото дорог по маршруту до Кобулети и Батуми.
Военно-грузинская дорога
Даже на ней есть места для обгона, чем многие и пользуются.
Автомагистраль Тбилиси-Батуми
Дорога бетонная, разрешенная скорость 110 км/ч, местами ограничение до 90 км/ч, отличные развязки с указателями. Предупреждения о камерах (не знаю есть ли у грузин штрафы за превышение). На ней у меня расход по газу вышел 6,9 л/ на 100 км, чего даже на бензине не было.
Тоннель длина 1750 м
Где то по дороге из Боржоми
Раз уж начал писать о дорогах и полиции, то напишу и о грузинских водителях и их транспортных средствах. Ездят грузины довольно динамично, особенно таксисты, могут запросто обгонять через сплошную и ограничения скорости в населенных пунктах откровенно не для них (видимо это у них в крови). При обгоне будут фафакать сигналом, мигать дальним светом, но поворотники используют ну очень редко. Если видят, что ты принимаешь правее и даешь обгонять, обгоняют при первой возможности, но сами так делают не всегда. Пешеходов не пропускают, даже на зебре. В Батуми сам был тому свидетелем, когда маршрутка в пробке не пропустив пешехода получила от него по лобовому стеклу, при этом нас то худо бедно приучили блюсти ПДД и когда сам пропускал пешиков на зебре в Кобулети, так грузин чуть ли не в пояс кланялся. Еще в тупик поставили грузинские кольца - никаких знаков приоритета, да и само кольцо такое, что не сразу заметишь. В тлт привык, что на кольце минимум две, а то и три полосы и кольцо всегда главное, а тут подъезжаешь к кольцу, тетка в навигаторе орет: «кольцевая развязка - третий съезд», а сам не понимаешь, как же тут все разъезжаются и где же этот съезд. Короче на кольцах какое-то броуновское движение и такая организация кольцевого движения и в Хашури, и в Боржоми, и в Кобулети с Батуми, да везде, где с этим сталкивался. При всем этом аварий я не видел ни разу, а к грузинской манере вождения я привык почти сразу, доехав до арки дружбы народов, ну или может быть до Натахтари. Еще одно неудобство - это грузинские коровы на дорогах в деревнях, но справедливости ради стоит сказать, что и в Осетии и в Кабардино-Балкарии коровы также спокойно гуляют и пасутся вдоль дорог. Ну и закончим лирическое отступление от маршрута следования «непутевыми» заметками о грузинских автомобилях. По моему мнению самая популярная машина у грузин это мерседесы, причем модель, год выпуска, комплектация могут быть кардинально разными, но чтобы мерседес. А потом как ни странно, опять же по моему субъективному мнению идут не тойоты камри, а тойоты приусы, как праворульные так и нормальные. Ну и далее всякие праворульки минивэны: мицубиси делики, ниссаны и те же тойоты. Не видел много ни бмв, ни ауди, как не странно. Причем состояние авто может быть абсолютно разным: от откровенного хлама до почти идеального. Ну и в порядке вещей у грузин оставлять машины с открытыми окнами спереди, а в Батумском ботаническом саду стоял Лэнд-Ровер с приоткрытыми окнами и ключом в замке зажигания. Вот оно наглядное доказательство реформы полиции.
Вернемся таки к дороге в Боржоми. В Степанцминде не останавливался и не собирался. Деньги менять там не выгодно, толпы машин и праздношатающихся туристов. Из всех достопримечательностей на ВГД остановился только у арки дружбы народов, уж больно виды там красивые, особенно если горы до этого в живую не видел. До Боржоми я сделал только одну остановку в Натахтари, поменял в обменнике маленько деревянных на всякий случай, курс был 36 лари за тысячу, а в Степанцминде 33 лари, и прикупил пару бутылок лимонада Натахтари, расплатившись картой Visa. Во всех более менее приличных магазинах можно расплатиться картой visa/master card, но карты мир не принимаются. После выехал на автомагистраль и покатил в сторону Боржоми. Про состояние дорог уже написал, но добавлю в принципе в Грузии можно ездить даже без навигатора, прекрасные развязки с указателями расстояния до маневра и причем не единожды. Такая же ситуация и в городах где проезжал: Хашури, Зестафони, Кутаиси, Самтредиа, Озургети. В общем где то к 15-00 03.09 мы таки добрались до Боржоми и озаботились поиском ночлега. В центре жена зашла в одну из гостиниц и вернулась тут же - цена за номер в районе 100$. Развернулись и поехали искать дальше. По дороге увидели 2 отеля и остановились в EcoRest - Likani Palace за 100 лари за ночь. В гостинице такое ощущение, что были только мы. Заселились отдохнули маленько и пошли прогулять, осмотреть парк Боржоми, попить водички, ну и начать гастрономическое знакомство с Грузией.
Последнее редактирование: