С палаткой по озерам Паравани, Табацкури и Зеленое

nofedosov

Заинтересованный
Турист
Сообщения
1
Симпатии
2
Баллы
5
#1
Кахетия – Квемо Картли – Шида Картли – Самцхе-Джавахети – Аджария – Гурия – Имеретия

Приветствую всех путешественников и ценителей эко-отдыха! Это отчет об автомобильном трипе по Грузии осенью 2017 года. Постарался разделить отчет на части информативные, познавательные и эмоциональные…чтобы читателю было что пропустить и на чем задержать свой взгляд, ну, а тем, кто все осилит, - спасибо за внимание.
391_800.jpg


Т.к. отдых намечался с палатками и в местах неизвестных, пришлось расширить обычный перечень инвентаря на борту:

1. Шансовый инструмент: лопата, фомка, топор, цепи, дополнительный трос, веревка, дождевики.
2. Лагерь: палатка, пенки, стол, стулья, газовая печь с запасом газа, кастрюля, посуда, шампура, небольшой запас еды/воды, две вязанки березовых дров.
3. Аптечка, собранная по своему разумению…таблетки, шприцы, бинты и т.п.
4. Набор инструментов, компрессор, набор для «шнуровки» проколов, всякая мелочь…
Понадобилось все, кроме аптечки и троса!

Ссылка на фотоальбом Грузия 2017
Точки для Навител в формате *.GPX GeorgianWaypoints-2017.gpx
Точки для MAPS.ME в формате *.KML GeorgianWaypoints-2017.kml

В связи с тем, что планировалось заехать в гости к брату в Сагареджо, прибыл на КПП около 2 часов ночи (тем, кто едет не впервые, советую – ВГД свободна и можно быстренько и комфортно проехать до Тбилиси), с отдыхом на пару часов сна в Ананури утренний Тбилиси нас встретил солнечным субботним утром. Вы, наверное, знаете, что грузины в большинстве своем любят поспать (как и моя супруга Юля), поэтому на дорогах было свободно, и я докатился до центра, припарковался возле Стеклянного моста в удобном месте (41.692320,44.807571) рядом с деревьями граната.

По плану мы хотели в Тбилиси купить сим-карты Geocell и позавтракать в любимом месте…нашел открытую Wi-Fi, скачал с GooglePlay приложение, посмотрел их офисы и график работы – все открывались с 10:00 (надо было это раньше сделать). Поехали в Сагареджо. По пути обменяв часть рублей по курсу 1000/41…там в 10:00 открылся офис, в котором мы и подключились к Геосел (пакет 6Гб трафика и 120мин разговора обошлись в 10GEL). Далее я пропущу пару дней, т.к. они к путешествию не имеют отношения.

Дорога на оз.Табацкури

620_800.jpg

Рыбалка на о.Табацкури
Легких путей мы не искали, поэтому выбрали «короткую дорогу» через Цалку! Проезжая цалкенский местный рынок затарились фрукты/овощи (рекомендую, цены приятно удивят даже на фоне обыкновенно невысоких цен в Грузии). Дорога до Цалки была отличной, после – как после бомбежки…но немного, всего километров 5. По задумке за Цалкой на развилке с полицейским участком должна была быть дорога, и она там была! Да такая новая и идеальная, что даже не верилось – поехали, навигатор начал сбиваться, мы поняли, что дорога явно новая и не та. Но решили ехать дальше, т.к. по карте движение шло примерно в сторону озера. Проехав около 15км, уперлись в стройку чего-то – оказывается это чисто промысловая дорога для строителей. По карте до озера оставалось совсем немного, но толкового съезда для пузотерки на обратном пути найти не удалось, вернулись на развилку и поехали через Ниноцминду и Ахалкалаки. По пути увидели еще одно знаменитое оз.Паравани – отличное место для отдыха, есть лесистые места на берегу совсем недалеко от трассы, где можно комфортно разместиться с палаткой. После Ахалкалаки на очередной развилке с полицейским участком в Гадо, осведомившись у полисменов о возможности проезда на оз.Табацкури, свернул вправо – это стало первой нашей ошибкой!

Оставалось около 20км до озера через деревни, названий которых не на всякой карте найти можно. Асфальт вскоре перешел в гравийку, потом в плохую гравийку, и в конце концов в грунтовую со скальными камнями. Для преодоления одного из подъемов пришлось одеть цепи…вообще, все смотрели на нашу машину, мягко говоря, с неподдельным интересом! Думаю, нас надолго запомнят в хорошем смысле этого слова. Заехали в деревню Табацкури со стороны Молити, нашли в центре работающий магазин и отправились искать съезд к озеру. По пути на озеро нас вышла отара столь многочисленная, что пришлось спешно уступать дорогу и съезжать в поле!

С первого раза по карте добраться до озера не получилось, путь преградил небольшой ерик, который преодолеть на нашем авто не представлялось возможным. Пока мое внимание было сосредоточено на дороге и поиском «фарватера», Юля заметила еще один съезд – пробуем, оказалось, что ерики там оказались поменьше, и мы относительно благополучно добрались до самого берега (41.664316,43.637713). О прелестях отдыха в палатке на берегу озера писать не стану – у всех они свои. Только скажу, что природа и самобытность местного населения, тишина и уединение в сердце Грузии, куда доберется далеко не каждый, меня впечатлили до глубины души. Это крики чаек и отдаленный шум рыбацких моторок на рассвете, это грозовые облака за горами с ночными вспышками молнии, это отражающиеся немногочисленные огни маленькой деревни в темной глади озера по ночам. Простояли там две ночи и поехали дальше.

Дорога через перевал до Бакуриани (Боржоми)

954_800.jpg

Цхрацкаро
Дорога до Бакуриани в принципе нормальная гравийка (примерно километров 20) через перевал Цхрацкаро (Девять источников), но на самой верхней точке 2465 м военный блок- пост…попросили паспорта, проверили и пожелали удачи. У некоторых там случаются часовые ожидания, но видимо нам повезло – 5 минут. Дорога красивая и интересная, пейзажи присутствуют, встречаются «фермерские точки» куда массово выгоняют скот на летний период. Асфальт начался ближе к Бакуриани, да такой хороший, что, уже порядочно соскучившись по скорости, дал «перца» по перевалу до Боржоми. Въезд в Боржоми оказался прямо со стороны колеса обозрения, куда мы поднимались на фуникулере в одну из прошлых поездок в Грузию.

Дорога через перевал Годерзи

Подробный трек:
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774324&t=&z=11&c=41.6914,42.8096
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774325&t=&z=12&c=41.6483,42.3842

Подкрепившись в Боржоми, выехали в сторону Годерзи и по пути, конечно же, заехали и посетили крепость Ахалцихе. Возможно, кому-то будет интересно – в сторону Ахалкалаки на расстоянии около 60 км находится еще одна достопримечательность Вардзия – настоящий пещерный город в скальном массиве. Но т.к. время поджимало и нужно было успеть добраться до темноты на оз.Зеленое (Mtsvane Tba) мы решили не ехать и отложили поездку в Вардзию на другой раз.

До Адигени хороший асфальт, который совершенно неожиданно заканчивается и начинается гравийка – 60 км до Хуло. Дорога проходима для любого вида транспорта, движение довольно оживленное…много российских номеров, а также мотоциклистов и велосипедистов. На приспущенных шинах удавалось держать комфортную скорость в 15 км/ч, по пути встретились несколько мелких бродов (ручейков). При хорошей погоде проблем ни у кого не вызовут. Доехали до вершины перевала (41.63244,42.51026) – ее легко опознать, там стоит стела с соответствующей надписью, а также указатели на курорт Бешуми, Зеленое озеро и др. Есть гостиница, кафешка и магазин…

Дорога на Зеленое озеро

1047_800.jpg

Mtsvane Tba
Подробный трек:
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774623&t=&z=14&c=41.6541,42.5041

Увидев на вершине перевала Годерзи указатель на озеро 6,5 км с иконкой джипа, который неоднозначно намекал – дорога предстоит увлекательная, в надежде успеть до темноты поехали на своем mazdaходе к заветной цели – это была наша вторая, но сознательная ошибка. Дорога оказалось сложной – грунт с несколькими колеями со скальными камнями в хаотичном порядке. Но мы продвигались медленно 1-5 км/ч и уверенно…опять несколько раз пришлось воспользоваться помощью своего уже поднаторевшего штурмана, любовались красотами и панорамными видами. Сквозь несколько деревень из опустевших Аджарских домов и небольшой лесной массив мы добрались до озера примерно за полтора часа, всего несколько раз вскользь тиранувшись днищем. Остановились на полянке, т.к. спуститься к самому озеру даже на mazdaходе было невозможно. Впоследствии мы обнаружили более выгодные места для лагеря прямо у берега в середине озера, к которым можно было спуститься на авто.

Само озеро конечно красивое – его надо видеть и в разное время суток оно воспринимается по-разному. Вокруг лес! Озеро небольшое с прозрачной водой, сквозь которую видны черные камни на дне…тишина. Высота 2100 м над уровнем моря, солнце уже давно спряталось за горами, а луна еще не взошла – вокруг хоть глаз коли, остается только смотреть на Млечный путь и далекие редкие огни деревни на другой стороне ущелья. Диодный свет габаритов освещает в горах небольшой лагерь и двух его обитателей… Стоит звонкий стрекот цикад, совсем рядом темный лес откуда доносится еле различимый хруст чьего-то осторожного передвижения.

В горах об осторожности забывать нельзя, поэтому собрали все съедобное в авто. Развели костерчик и, оставив свет включенным, улеглись спать в машине. К слову сказать, на такой высоте из опасных диких животных теоретически вам могут встретиться медведь и волк, но в это время года волки еще сыты, а медведи равнодушны. А вот на меньших высотах 600-1000 м по ночам небезопасно – шакалы! Их много, они голодные и собираются в стаи…в домах деревень Хулойского района собаки не встретишь, всех съели шакалы.

Утром под лучами солнца все расцвело – лес стал красивым, а на полянке раскрылись эдельвейсы. Уже припекало, пошли прогулялись по берегу озера, у Юли даже получилось искупаться. Предстояло выдвинуться в обратный путь…

1370_800.jpg

Юля
Обратная дорога сложнее, спуститься по довольно крутому склону, маневрируя по нескольким колеям и объезжая высоко торчащие камни, оказалось гораздо проще, чем подняться. Пришлось прибегнуть к средству №1 – лопате, также помогли фомка и топор, на колеса надел цепи. Убрали с подъема некоторые камни, которые поддались, засыпали и подложили камней в ямы – соорудили что-то наподобие фарватера.

Забраться на первый подъем от озера удалось только с 4-го раза…все-таки монопривод не для таких поездок. В запасе была попытка заехать задом, но сложные маневры на подъеме осуществить задом на скорости вряд ли бы получилось настолько точно, чтобы не сесть на один из торчащих валунов и/или не оставить свисающий передний бампер. Дальше опять же медленно и уверенно добрались до стелы Годерзи.

Вывод: озеро и места красивые – ехать однозначно стоит! Можно доехать и на пузотерке, но все же лучше использовать соответствующий или местный транспорт. На городских паркетниках тоже можно, но с оглядкой на погоду и свой опыт, в случае дождя дорога останется проходимой только для джипов.

Дорога до Хуло

Подробный трек:
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774325&t=&z=13&c=41.6402,42.3468

Вторая часть гравийного перевала оказалась в более лучшем состоянии, по пути встречались деревни, родники и даже общественные туалеты, а кое-где – куски раздолбанного асфальта. Через километров 8 стоит еще один указатель (41.64905,42.46922) на оз.Зеленое – 10км, но подозреваю, что дорога там много хуже, чем с вершины перевала. В Хуло рекомендую прокатиться на фуникулере (41.642216,42.313866) – уверяю вас, поездка впечатлит!

Также можно посетить восстановленный Цхалтенский храм (41.584839,42.330197), в котором лежат кости защитников Аджарии от турецкой исламизации. Выбор был непрост – принимаешь Ислам или смерть.

Дорога к морю: Батуми – Сарпи – Чакви

Подробный трек:
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774638&t=&z=12&c=41.6234,41.6424

Выезжая из Батуми, мы планировали найти место для стоянки с палаткой в Сарпи – говорят там самая чистая вода и т.д. Пополнив в новом торговом центре (41.62793,41.60211) запас провианта (хороший ассортимент, много российских товаров), поехали, но ничего путного там не оказалось – только каменистые дикие пляжи рядом с трассой. Развернулись и поехали на «свое» старое место в Чакви, в запасе был вариант за Кобулети. Однако запасной вариант так и остался запасным…место в Чакви нас полностью удовлетворило.

Немного о месте

Найти дорогу и добраться туда очень просто…в нормальных навигаторах/картах обозначен съезд. Едем со стороны Батуми в Чакви, прямо перед мостом через реку Чаквицкали съезд влево (41.71547,41.73233), а дальше одна дорога до точки (41.712531,41.722099). Для спокойного отдыха идеальное место: длинная и широкая полоса лужайки, с одной стороны которой лесополоса, а с другой – пляж.
1906_800.jpg

Пляж
Протяженность пляжа около 1 км с видом на батумский дендрарий и сам Батуми, мелкая и средняя галька, вперемешку с черным крупным вулканическим песком. Вход в море хороший, метров через 5 и далее дно чисто песочное…вода ооочень чистая, муть не поднимается из-за крупно песка – он сразу же оседает. Ну, и на весь пляж можно заметить не более 5-ти, машин, так что никто никому не помешает… Мы же на 4 дня комфортно расположились посреди лужайки прямо под деревом граната.

Домой через Гурию

Подробный трек:
https://livegpstracks.com/aptracks.php?file=1774659&t=&z=12&c=42.2153,42.8027

Направляясь в сторону Тбилиси, совершенно случайно выбрали новую дорогу, свернув на развязке (41.830976,41.821081) в сторону Озургети. Небольшой участок дороги оказался в плохом состоянии – местами разбитый асфальт. Далее дорога на Чохатаури, которая в Яндекс.Картах отсутствует вовсе, но на самом деле очень живописная и хорошего качества. Далее по веселому серпантину через очередной перевал в сторону Саджевахо. И вот в конце перевала…когда выезжаешь из лесного массива примерно вот в этом месте (42.09001,42.27697) рядом с табличкой Chognari, взору открывается такой панорамный вид на долину р.Риони, что за все время наших поездок по Грузии, такого не видели. Прилагаю фото, но оно не может передать всю глубину панорамы, это нужно видеть своими глазами.

2217_800.jpg

Панорама р.Риони
Ну вот, пожалуй, и все, что хотелось бы рассказать об этой поездке. На сегодняшний день информации о путешествиях по Грузии все больше и больше, старался в нашем рассказе отметить интересные моменты и быть немного оригинальным.

Всего наилучшего! ყველა საუკეთესო!