🔥ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ С РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОЙ ГРАНИЦЫ 👉 НА НАШЕМ КАНАЛЕ

Верхний Ларс: очереди и всё, что вы о них думаете

К

Колян

Гость
Добрый день. Еще немного займу ваше внимание. В продолжение моих заметок о прохождении границы из России в Грузию (см. выше). Хочу рассказать про прохождение границы из Грузии в Россию. Я не журналист, просто мне пришлось пересекать границу в обе стороны без второго водителя, и, что бы не заснуть, «пялился по сторонам».

В воскресение 22 июля в 20:15 (по грузинскому времени) я встал в общую очередь за два километра до грузинского КПП. Впереди меня в очереди были две фуры. У грузин, как я понял, нет разделений очередей. Дорога в том месте плохая, а вернее - асфальта нет совсем, поэтому фуры двигались медленней легковушек, впереди них образовался разрыв и нас в движении обогнали две легковушки 15 региона. И то только две и только при движении очереди. А когда стояли, наши машины никто не объезжал ни по встречке, ни по обочине. Через ворота КПП также пропускали партиями по 15-20 машин, и естественно очередь сдвигалась на соответствующие этой дистанции метры. То есть каждые примерно 20 минут очередь сдвигалась на 100-150 метров. Так же как при прохождении «туда» мне при въезде указали - в какие полосы можно вставать. И так же оперативно прошла процедура: пока стояли на полосе в очереди к окошку, пограничники прошлись по рядам, посмотрели машины изнутри, потом 5 минут у окошка и все. Я на нейтральной полосе. Сравнивая прохождение КПП нашего - российского и их - грузинского, вот что получается: у окошка, что там, что там стоят 5-10 минут. Осмотр машин у нас «персональный» и только в момент подхода к окошку, у них поточно, в очереди, и это немного сокращает время ожидания. У нас на КПП встречают молча, у них рекомендуют в какие полосы вставать. То есть работают более слаженно и заинтересованно в общей задаче КПП - пропуску транспорта. Словно у них соревнования дежурных смен - кто больше пропустит машин. Или зарплата сдельная - сколько пропустят, столько и получат. У нас конечно такого отношения не наблюдается. Работают так: «что бы меньше было жалоб, но и что бы в то же время не переработаться. Можем и быстрее, а оно нам надо?» Но все равно было бы всё не так удручающе, если бы не рукотворная очередища. Я конечно все понимаю: мало в регионе нормальной работы, много туристов, которые готовы платить за «телепортацию». Но заставлять мучиться 500 человек для того, что бы другие 50 не мучились и на этом ещё и денежку заработать - по крайней мере бесчеловечно. Счастье на несчастье не должно строиться… Впрочем я отступил от темы…

...и вот я на нейтральной полосе. Мне повезло: два тоннеля я проехал без остановок. Как пишут здесь, на форуме: частенько очередь встаёт ещё до тоннелей. Удивило только то, что в них также, как и неделю назад, когда я ехал «туда», на тех же самых местах, на полосе «из Грузии в Россию» стоят фуры. Ощущение такое, что это и те же самые фуры. И что они делают неделю на НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ?! Они стоят в тоннеле три штуки с разрывом между собой на одну фуру или на две легковушки. Я представляю, как они закупоривают поток, когда очередь до них встаёт! Это что? Это явно специально, что побольше спровоцировать спешунов на телепортацию. Моя очередь в тот день встала метров через 300 после тоннелей. Все стояли терпеливо, опять выстроившись в две колонны: легковушки слева, фуры справа на обочине. Обочина здесь узкая, все таки на берегу Терека, фуры из-за этого одним колесом на полосе, мы соответственно одним колесом на встречке, что в свою очередь снижает скорость встречных машин из России в Грузию. Но и мы и фуры двигаемся в очереди одновременно и параллельно. Не то, что на российской стороне, где фуры улетают во много раз быстрей легковушек. Видимо здесь, для спешунов предназначена только встречка. А что? Это же межгосударственная полоса, ГИБДД нет, и наказание за езду по встречке здесь не работает. И правда, через какое-то время, когда видимо хвост очереди вырос и дотянулся до тоннелей, полетела по встречке и по ее обочине пара первых спешунов. Но опередили они меня не очень далеко. Метров 300-500 и встали на обочине. Ну думаю, ждут разрыва в потоке что бы вклиниться. Вот наш поток пришел в движение, а эти спешуны так и остались стоять на обочине встречной полосы. Во что же они там упёрлись - в темноте видно не было. И при следующем продвижении они также остались стоять. Что же там такое? Наконец в свете встречных машин я увидел возникшее препятствие для спешунов - это был пограничник! Он стоял один на встречной полосе и преграждал дорогу и обочину всем спешунам. А они все лезли и лезли по встречке. Сами водители-спешуны в разборки не вступали, доедут до пограничника, спросят у него, получат «нет» и пятятся задом на свободное место на встречной обочине. Ну это и понятно: когда платишь деньги и тебе обещают «без проблем», а они возникли, то пусть кто обещал тот и разруливает. Вот подъехал еще один спешун с блатными номерами 77 региона, достал из бардачка какие-то бумажки и пошел к пограничнику, долго тряс их перед лицом военного, но и они ничем ему не помогли. И он так же пристроился в хвост своей «блатной очереди». Их там собралось уже штук 10. Наконец появились «регулировщики». Они пришли из темноты со стороны хвоста нашей очереди. Долго уговаривали пограничника, периодически отходили, звонили по телефону, опять подходили, пытались передать ему свой мобильный для разговора с кем-то, но видимо пограничник был тверд в выполнение своей задачи, раз мы продвигались дальше, а спешуны нет. Разборщики отстали на время от пограничника, отошли и остановились недалеко от меня. Было видно, что они изрядно нервничают, стали опять каму-то звонить, метаться по дороге взад-вперед, то и дело вглядываясь в темноту российской границы. Словно ожидая оттуда какой-то помощи. И она пришла. Вернее - они пришли. Появились неожиданно из темноты, откуда то спереди, с российской стороны два колоритных мужчины: крепкого спортивного телосложения, огромные, давно нестриженые бороды, черная одежда, круглые шапочки - пясы или сванки (в темноте не разобрать). Я бы не хотел никого обидеть дальнейшими словами, дело было на Кавказе, и это всего лишь традиционная национальная одежда, а не признак какого-то враждебного радикализма: но на меня они произвели впечатление. Последний раз людей подобного типажа я видел в телерепортажах о лагерях боевиков-ваххабитов. Ну, только, что эти были без оружия. Зато по их поведению было видно, что это очень серьезные и уважаемые люди. А у серьезных людей разговор короткий: они подошли к пограничнику, что-то спросили, потом подозвали тех регулировщиков, дали им какие-то указания, потыкав пальцем, и опять исчезли в темноте. 5 минут! После их ухода регулировщики чуть ли не бегом понеслись в сторону хвоста очереди. Мы опять продвинулись, а спешуны - нет. Вот он наш неизвестный герой! Этот российский пограничник, который не поддался ни уговорам, ни угрозам, в одиночку навел порядок и восстановил справедливость , так желаемую всеми нами - честно стоявшими в очереди. Оказывается - можно это сделать, было бы желание...

Интересный момент - мы все это время находились на нейтральной территории. А нейтральная территория - это особая зона, где никаким посторонним находиться не следует. А тут не то что ходят без опаски быть задержанным, а по-моему даже живут, ведут свой бизнес и прочее. При следующем продвижении очереди неожиданно «не ожила» одна из фур, стоящая чуть впереди меня. Водитель видимо заснул. Я, проезжая мимо него, без перерыва давил на клаксон, пытаясь разбудить соню, но фура так и не тронулась. А мы неожиданно стали двигаться быстрей, доехали до пограничника. Хвост грузовой очереди был около меня, разрыв увеличивался, а фура та все стояла на месте, и скоро совсем исчезла в зеркале заднего вида, растворилась в темноте. Тут до меня дошло: регулировщики подготавливают обочину для объезда пограничника. Сейчас очистят обочину подальше, за пост пограничника, потом подставная машина встанет в нашей очереди, и погонят они спокойно спешунов по нашей обочине. И тогда пограничник не в силах будет один перекрывать и встречку, с ее обочиной, и нашу обочину, через наш поток легковушек. И вновь оперативность и мастерство этих регулировщиков-разводил впечатляет. Сколько же в очередях у них своих людей? А нас действительно буквально гнали уже к КПП. И если вначале мы два часа еле-еле плелись, то сейчас ехали практически без остановок. Выходит, и на КПП заработали быстрее? А спешуны все стояли, лишь один из них смог прорваться через пограничника: пока он отошёл в сторону для пропуска встречной фуры, тот рванул с пробуксовкой по щебенке обочины и умчался к воротам КПП. И все. Больше до моего въезда в ворота КПП ни одного спешуна не пропустил. На КПП -все то же профессиональное равнодушие, вдобавок впереди меня две машины подряд заставили разгружать багажник. Ко мне вопросов не было. Так что на счёт ускорения работы КПП я погорячился. Ну если только по этому случаю открыли дополнительные линии.

Итог: три часа на нейтральной территории перед КПП "Верхний ларс". Всего прохождение двух границ заняло четыре часа. По сравнению с 12-часовым стоянием «туда» - сущая ерунда! И в заключении хочу сказать, что сократить время стояния в очереди можно видимо пока только одним способом - если перекрыть движение по всем полосам и обочинам для спешунов. Вот тогда те же самые регулировщики тихо (излишняя шумиха им не нужна) и быстро прогонят вас до КПП, словно тромб в артерии. Почитайте все отзывы - поток всегда убыстряется только тогда, когда кто-то мешает регулировщикам. Я ехал один, в очереди из машины не выходил, и ко мне никто не подходил с предложением объединиться против спешунов. Вот поэтому и ехали 12 часов. Если ехать «без претензий на спешунов» - есть риск стать тем необходимым атрибутом в ритуале «регулировщиков» по разводу на деньги. Ведь кто-то должен стоять, что бы его объехать за мзду. Чем больше машин стоит, тем больше мзда. По времени суток: я два раза пересекал границы ночью. Ехал так специально, что бы не стоять на жаре. Но в темное время кажется больше беспорядков на дорогах. Днем все видно, и порядка соответственно больше, но жарко стоять... Ну вот и все, что хотел рассказать про прохождение российско-грузинской границы, про рукотворную очередь к ней и разводил-регулировщиков. Я рассказал только о паре способах их работы, а в арсенале этой "бригады" способов разводки наверняка с десяток...
 

amd 19

Покоривший Вселенную
Старожил форума
Сообщения
441
Реакции
167
Баллы
440
Добрый день. Еще немного займу ваше внимание. В продолжение моих заметок о прохождении границы из России в Грузию (см. выше). Хочу рассказать про прохождение границы из Грузии в Россию. Я не журналист, просто мне пришлось пересекать границу в обе стороны без второго водителя, и, что бы не заснуть, «пялился по сторонам».

В воскресение 22 июля в 20:15 (по грузинскому времени) я встал в общую очередь.....................Я рассказал только о паре способах их работы, а в арсенале этой "бригады" способов разводки наверняка с десяток...
Коллега, Вы пытаетесь донести до людей "Секрет Полишинеля" 99,8% стоящих в очереди знают, что за деньги можно сократить время пересечение ГГ.
 
M

Mihail

Гость
Колян, "Межгосударственных" и "нейтральных" полос и территорий нет, граница между Россией и Грузией проходит внутри второго, ближнего к грузинскому КПП тоннеля, метров в 150 от въезда в тоннель со стороны России.

Фуры между КПП в сторону Грузии стоят - ждут разрешения на въезд на грузинский КПП.

У фур своя очередь, своя процедура прохождения границы, своя емкость накопления внутри КПП, свои коридоры на КПП, свое время ожидания в очереди (не часы, а сутки) и свои бригады пограничников и таможенников, для легковых автомобилей они не конкуренция.
 
К

Колян

Гость
Колян, "Межгосударственных" и "нейтральных" полос и территорий нет, граница между Россией и Грузией проходит внутри второго, ближнего к грузинскому КПП тоннеля, метров в 150 от въезда в тоннель со стороны России.

Фуры между КПП в сторону Грузии стоят - ждут разрешения на въезд на грузинский КПП.

У фур своя очередь, своя процедура прохождения границы, своя емкость накопления внутри КПП, свои коридоры на КПП, свое время ожидания в очереди (не часы, а сутки) и свои бригады пограничников и таможенников, для легковых автомобилей они не конкуренция.
Ну насчет "нейтральной" полосы вы действительно правы. Это моя безграмотность в устройстве государственных границ. Тогда в том месте (получается на Российской территории) нахождение там людей, которые не стоят в очереди на КПП, а занимаются неизвестно чем, как бы не возбраняется. Ответ на вопрос "Как они туда попадают?" то же видимо лежит на поверхности: "Через КПП пешком". А фуры, которые стоят в тоннеле в сторону России тоже ждут разрешения заезда на КПП? Неделями? Но другие фуры едут...
 
M

Mihail

Гость
Ну насчет "нейтральной" полосы вы действительно правы. Это моя безграмотность в устройстве государственных границ. Тогда в том месте (получается на Российской территории) нахождение там людей, которые не стоят в очереди на КПП, а занимаются неизвестно чем, как бы не возбраняется. Ответ на вопрос "Как они туда попадают?" то же видимо лежит на поверхности: "Через КПП пешком". А фуры, которые стоят в тоннеле в сторону России тоже ждут разрешения заезда на КПП? Неделями? Но другие фуры едут...
Периодически (как и в настоящий момент) фуры вообще стоят без движения по несколько суток. Локальные их перемещения не означают их пересечение границы.

Находится в "чистой" зоне между двумя КПП кроме тех, кто движется из Россию в Грузию и обратно (включая пеших, но российский КПП они все равно должны преодолеть в авто) могут только сотрудники пограничных служб обеих сторон и рабочие, выполняющие работы по содержанию автодороги, тоннелей, какие-то еще технические службы (и никогда им хочется, а когда им разрешат и пропустят). Вероятно полицейские обеих сторон для разрешения каких-либо ситуаций, ну и скорая помощь при надобности.

Сторонние там не могут оказаться.
 
W

WalterWhite

Гость
Колян, "Межгосударственных" и "нейтральных" полос и территорий нет, граница между Россией и Грузией проходит внутри второго, ближнего к грузинскому КПП тоннеля, метров в 150 от въезда в тоннель со стороны России.

Фуры между КПП в сторону Грузии стоят - ждут разрешения на въезд на грузинский КПП.

У фур своя очередь, своя процедура прохождения границы, своя емкость накопления внутри КПП, свои коридоры на КПП, свое время ожидания в очереди (не часы, а сутки) и свои бригады пограничников и таможенников, для легковых автомобилей они не конкуренция.
Никакой границы в тоннеле не проходит! Делимитация и демаркация границы между Россией и Грузией не произведена! Поэтому между пунктами пропуска имеется участок местности, по принадлежности которого до сих пор российская и грузинская стороны не смогли определиться! В связи с чем этот участок и называют "нейтральной" (как бы никому не принадлежащей) территорией!
 
A

Armen

Гость
А если машина на европейских номерах, тоже надо вместе со всеми такую очередь стоять?
 

amd 19

Покоривший Вселенную
Старожил форума
Сообщения
441
Реакции
167
Баллы
440
А если машина на европейских номерах, тоже надо вместе со всеми такую очередь стоять?
Нет конечно. В очереди стоят люди третьего, т.е. низшего сословия, негры и рабы. Элита, граждане США, ЕС, НАТО, феодалы, помещики, плантаторы едут вне очереди...
 
Г

Гость

Гость
Самое главное, что все видят какая ситуация на Верхнем Ларсе, но все равно едут, запретный плод сладок, Грузия скоро увидимся!!!
 
A

Alekc

Гость
Всем добрый день! Во всей этой ужасной ситуации есть логика, и как всегда у нас, все проблемы с верхов. Все вы знаете, что по закону РФ все граждане иностранных государств обязаны заполнять иммиграционные карты, которые проверяют и ставят печати на таможне при прохождении границы. Вот и посчитайте, сколько граждан Армении, Грузии, Азербайджана и т.д. пересекают границу и сколько времени тратят на эти бесполезные бумаги, которые могли бы давно ввести в электронном виде, сколько нарушений, опечаток, просроченных регистраций и т.д. Вся эта волокита и дает начало коррупции, и соответственно сотрудники ДПС и таможни РФ смотрят на этих людей, как на возможность поживиться. А со стороны Грузии никаких бумаг не надо, лишь паспорт. Вот вам и причина всех наших бед. Мнение субъективное, кто-то может не соглашаться. Всем терпения, сил и удачи!
 
W

WalterWhite

Гость
Самое главное, что все видят какая ситуация на Верхнем Ларсе, но все равно едут, запретный плод сладок, Грузия скоро увидимся!!!
Что же теперь не отдыхать что ли? Или надо всем вот так посмотреть на эту ситуацию и отказаться от поездки? Да нет, конечно же! Просто надо с пониманием относиться к ситуации, когда в разгар сезона едешь на отдых в Грузию через единственный наземный погранпереход между нашими странами! Никто же не удивляется, когда приезжает в августе, например, в Геленджик и придя на пляж с трудом находит место чтобы "упасть" и спокойно позагорать? Никто же не обвиняет Правительство в том, что с Египтом уже который год тянется канитель с полетами в их аэропорт и не говорит, что это все специально руководством страны сделано, чтобы россияне ехали на курорты Краснодарского края или в Крым отдыхать! Так и здесь, нужно объективно оценивать складывающуюся вокруг многострадального пункта пропуска Верхний Ларс ситуацию!
Всем добрый день! Во всей этой ужасной ситуации есть логика, и как всегда у нас, все проблемы с верхов. Все вы знаете, что по закону РФ все граждане иностранных государств обязаны заполнять иммиграционные карты, которые проверяют и ставят печати на таможне при прохождении границы. Вот и посчитайте, сколько граждан Армении, Грузии, Азербайджана и т.д. пересекают границу и сколько времени тратят на эти бесполезные бумаги, которые могли бы давно ввести в электронном виде, сколько нарушений, опечаток, просроченных регистраций и т.д. Вся эта волокита и дает начало коррупции, и соответственно сотрудники ДПС и таможни РФ смотрят на этих людей, как на возможность поживиться. А со стороны Грузии никаких бумаг не надо, лишь паспорт. Вот вам и причина всех наших бед. Мнение субъективное, кто-то может не соглашаться. Всем терпения, сил и удачи!
Да, отчасти Вы правы! Очень много случаев, когда даже заранее выданные миграшки заполнялись иностранцами неправильно или вообще не заполнялись в силу незнания языка! И сколько раз из-за авто с такими людьми получался затор уже в самом пункте пропуска, что разобраться было погранцам тяжело, кого и куда отогнать (чтобы правильно заполнить миграшку), а кого продвинуть вперед (например, российские авто)! Только вот таможня с погранцами от этого ничего не выигрывает! Наоборот - только бардак внутри пункта пропуска получается! А на миграшках им никак не заработать... они выдаются совершенно бесплатно и таможней с погранцами, как таковые, не контролируются! Главное, чтобы они (миграшки) были!
А еще тормозит оформление на таможне временного ввоза на иностранные авто. Эта процедура бывает реально затягивает оформление не только иностранцев, но и следующих следом (или в одном с ними авто) россиян!!!
 
А

Ан на

Гость
Ситуация, которую наблюдали лично стоя в пробке в Верхнем ларсе, уже в прошлом году, мы до сих пор в шоке. Ни с того, ни с сего перед машиной, что перед нами, пытаются вклиниться ещё две. Подхожу. Женщина в расстроенных чувствах и импозантный мужчина лет 65 за рулём. Девушка, у нас ребенка задержали на рос границе!!! Ну что же я, не человек? Бубню, но отпускаю ситуацию - он все равно уже перед нами... Проходит 40 минут... За это время к этому импозантному мужчине то и дело подходят братья по региону (15). Причем все смеются, улыбаются... Я немного растерялась даже... И когда в один из таких подходов я понимаю, что СЕЙЧАС ОН ПУСТИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЕЩЁ ОДНУ МАШИНУ, я взрываюсь:(( Пока я переругивалась, наша машина объезжает его и встаёт перед ним. Говорю: ну как так, вы говорите, что у вас проблемы, я вас пускаю и тд... На что ответ: ты чего кипятишься? Я ЖЕ ТЕБЯ ПУСТИЛ...

Нельзя так, ребята:( подрываете веру в осетин... да и не шутят такими вещами, я в это верю.
 
А

Андрей Давыдов

Гость
Пробка искусственная, создана с российской стороны, делается специально для того, чтоб отбить желание у туристов посещать Грузию и Армению.
 
M

Mihail

Гость
Пробка искусственная, создана с российской стороны, делается специально для того, чтоб отбить желание у туристов посещать Грузию и Армению.
Какая глупость. Что мешает лететь на самолете в Грузию? Или там специально рейсы сокращают "чтобы отбить желание"?
 

Кутарама

Покоривший Вселенную
Турист
Сообщения
158
Реакции
66
Баллы
785
Какая глупость. Что мешает лететь на самолете в Грузию? Или там специально рейсы сокращают "чтобы отбить желание"?
Я не сторонник всяких заговоров, но, самолёт это всё-таки деньги различные договоры за которыми опять же деньги, а что такое автомобиль с туристами! А создать искусственно очередь - вообще-то проблем нет.
Для справки: Грузия на туризме в 2018 году заработала три миллиарда долларов, туристов из России - 1,4 миллиона. Можно, в принципе, посчитать сколько мы оставили в Грузии.
 
О

Оля

Гость
Какая глупость. Что мешает лететь на самолете в Грузию? Или там специально рейсы сокращают "чтобы отбить желание"?
Цена вопроса мешает лететь! И большинство рейсов из Москвы, а до нее ещё добраться нужно.

Основная масса отдыхающих среднестатистический россиянин с доходом 20-30 тыс, и самолёт туда-обратно оплатить на семью тяжеловато, поэтому люди едут и мучают себя...
 
А

Айдар

Гость
Какая глупость. Что мешает лететь на самолете в Грузию? Или там специально рейсы сокращают "чтобы отбить желание"?
С Москвы без проблем, а вот с других регионов, нужно тридцатку отдать до Москвы добраться и еще минимум 60 за перелет туда и обратно на семью из 4-х. У многих бюджет всей поездки меньше московского перелета. Машина же за четверых пятнашка туда и обратно. 90 тысяч и 15 тысяч наверно разные вещи?
 
M

Mihail

Гость
Я не сторонник всяких заговоров, но, самолёт это всё-таки деньги различные договоры за которыми опять же деньги, а что такое автомобиль с туристами! А создать искусственно очередь - вообще-то проблем нет.
Для справки: Грузия на туризме в 2018 году заработала три миллиарда долларов, туристов из России - 1,4 миллиона. Можно, в принципе, посчитать сколько мы оставили в Грузии.
В экономии никто не сомневается. Конечно на машине выгодней, хотя и дольше. Сам так поступил именно из этих соображений.

Изначально речь шла о том, что погранцы и таможня не виноваты в возрастающем летом потоке машин на границе. Есть обязанности (регламенты, инструкции) и они их выполняют. А их периодически назначают крайними и обвиняют в преднамеренном создании трудностей всем желающим покинуть (временно) родину.
 

Кутарама

Покоривший Вселенную
Турист
Сообщения
158
Реакции
66
Баллы
785
С Москвы без проблем, а вот с других регионов, нужно тридцатку отдать до Москвы добраться и еще минимум 60 за перелет туда и обратно на семью из 4-х. У многих бюджет всей поездки меньше московского перелета. Машина же за четверых пятнашка туда и обратно. 90 тысяч и 15 тысяч наверно разные вещи?
15 тысяч на четверых? Или по 15 тысяч на четверых? И надеюсь это рублей, и из какого региона начало поездки?
Я просто интересуюсь, так как начал свёрстывать бюджет на отпуск - старт из Чувашии.
 
Последнее редактирование:
A

ADD

Гость
Друзья, если вы решили поехать на машине в Грузию в пик туристического сезона, то наверняка вы знали с какими сложностями столкнётесь.
Просто спокойно стойте в очереди, не портите себе отпуск и впечатление об отпуске :-)
Наша таможня делает все возможное, поверьте. Грузия так быстро пропускает, так как ВООБЩЕ не досматривает машины, а также бегло смотрят документы, были случаи, когда Грузия выпускала с просроченными паспортами и без виз.
Наши все полностью проверяют, это вопрос безопасности.
ДПС и ФСБ (погранцы) им просто медаль надо дать, работают на отлично, 95% всех нарушителей жестко разворачивают и отправляют в конец очереди.
Бо́льшая часть из машин, которая проходит по встречке, это работники границы, им же надо как-то добираться.
Ребята, вы знали на что шли, не надо сейчас устраивать такие истерики.

Всем кто в очереди терпения и сил.

Просто слушайте музыку, аудио книги, фильмы. Возьмите с собой побольше воды и еды с запасом.
 

Последние комментарии

Верх Низ