Главная»Грузия»Достопримечательности»Гергетская церковь Святой Троицы

Гергетская церковь Святой Троицы

Троицкая церковь в Гергети (англ. Gergeti Trinity Church; груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) - это первая достопримечательность Грузии, которую могут увидеть туристы, путешествующие на автомобиле и проехавшие через Дарьяльское ущелье по Военно-Грузинской дороге со стороны России.

Троицкая церковь в Гергети

Чем же так интересно это место и какова его история?

Гергетис Цминда Самеба была заложена в XIV веке на высоте 2170 метров над уровнем моря у подножия горы Казбек и до сих пор является единственным крестово-купольным храмом в казбегском районе. Высокогорное расположение храма позволяет без проблем увидеть его со Степанцминды, которая находится внизу. Эта фотография сделана с Военного-Грузинской дороги, на ней виден Казбек, а в левой части, на холме, виднеется здание Троицкого храма.

Но такую фотографию не так уж и просто сделать. В осенне-весенний период церковь периодически бывает скрыта облаками, а Казбек может скрываться за ними и летом. Буквально за день-два до нашего приезда его отпустили облака, а так он был скрыт за ними неделями, и это в середине июля. Климат в этом регионе несколько отличается от тбилисского или батумского. К примеру, где-то дней через 5, как мы там побывали, туда поехали из Тбилиси наши новые знакомые, в составе организованной туристической группы на внедорожном микрике. Так пока они туда доехали, разразилась такая гроза с громом и молниями, что водитель решил не рисковать и не подниматься к храму на машине - они просто развернулись у подножия и поехали назад в Тбилиси, где мы изнывали от жары и палящего солнца.

Гергетис Цминда Самеба в облаках

В советские времена это место было закрыто, но впоследствии возвращено в лоно Грузинской православной церкви.

Каждый год 16 июля здесь проходят торжества по случаю праздника Гергетоба - день духовной любви, в её христианском понимании. Это один из самых древних христианских праздников, который собирает большое количество народа. Эта традиция пришла к нам сквозь века и лишь Советская власть однажды её прервала. Если во время торжеств церковь Святой Троицы посещают туристы, то они также могут присоединиться к отмечанию праздника Гергетоба.

Как добраться пешком и доехать на машине

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Карта пешего маршрута к Троицкому храму

Ещё за деревенькой есть кладбище и от него идёт лесная тропка прямиком на верх - этот путь будет самым коротким, но им лучше пользоваться в сухую погоду.

На карте кажется, что это село большое, но на самом деле это не так. Кроме того, что вы будете всё время шагать в гору, вам будут мешать "маршрутчики", поднимая колёсами клубы пыли или грязи, а так как ездят они обычно по несколько штук, то там можно закашляться и полностью обляпаться. Также стоит учитывать погодные условия - карабкаться вверх по твёрдой земле - это одно, а шагать по щиколотку в грязи или снегу - это другое.

На машине добраться до церкви куда совсем не проще. Это не ошибка в тексте - это практика. Готовясь к путешествию и определяя свой маршрут люди смотрят фотографии и видят нечто подобное:

Троицкий храм в Гергети

Смотря на эту дорогу думаешь, что у меня хороший протектор, достаточно лошадей под капотом, возможно даже полный привод и вообще, я и не такую грязь форсировал, а тут просто хорошо накатанная подсохшая деревенская дорога. Я тоже так думал, но тут и кроется ошибка - а вы видели дорогу до этого момента?

На карте сверху, у начала красной линии стоят местные и предлагают всем туристам доставить их с ветерком на гору. Я тоже там остановился и поговорил с водителем Нивы, который был готов отвезти меня с женой к храму и назад за ~25$, т.к., по его словам, на моём седане туда будет сложно добраться. Я посчитал, что он лукавит и просто хочет заработать, поэтому я решил ехать самостоятельно. Проехав буквально метров 250-300 моя уверенность стала улетучиваться, а жена вцепилась руками во все автомобильные ручки и начала жалобно поскуливать. А я всего лишь ехал по селу Гергети, но моя двухтонная машина с двумя пасажирами и полным багажником полезных вещей, предательски пробуксовывала передним приводом новыми колёсами по каменистой дороге и позорно глохла в слабых попытках взобраться на очередную горочку, видеорегистратор с радар-детектором не выдержали стресса и отвалились от стекла. Ситуацию усугубляло то, что в селе, как и в остальной части пути, на дороге, практически всё время, есть место только для одном машины, поэтому когда вам навстречу или сзади едет 3-5 местных внедорожников - пытаешься судорожно впихнуть себя в малейший закуток и всё это по большим камням в условиях наклонной дороги. В общем, вдыхая полной грудью аромат своего сцепления под тихие проклятия жены, я понял, что водитель Нивы не лукавил, на счёт того, что мне будет тяжело туда заехать - он просто не знал обычного русского слова "невозможно".

Это едут подготовленные люди

Не рискуйте подниматься к храму, если у вас не полноценный внедорожник 4х4, а если это весна, то поберегите свои нервы и авто - обратитесь к "горному такси".

С горем пополам я доехал до конца деревеньки и выехал на небольшую полянку, навстречу мне ехала очередная партия местных извозчиков, которые не поленились остановиться и сказать, что лучше не нужно мне продолжать маршрут на этом автомобиле. На тот момент я был полностью с ними согласен, поэтому припарковался возле Land Cruiser, который, видимо, тоже бросил самонадеянный водитель. В этот момент к нам подъехал наш знакомый на Ниве и спросил не созрели ли мы? Мы созрели. При этом он нам несколько раз повторил, что если мы посчитаем, что эта дорога не стоит запрошенных денег, то мы можем ничего не платить. По пути на верх нам встретились ещё 3 брошенных авто путешественников. Наш водитель говорил, что в сезон, автомобили туристов, которые решили туда взобраться, периодически не выдерживают - лопаются пружины, вырывает амортизаторы, режет резину... А ведь это самое начало путешествия по Грузии, стоит ли оно того?

Необходимо учитывать, что на такой высоте машина ведёт себя иначе, её тяготовитость заметно уменьшается, поэтому если уж решили доехать до вершины самостоятельно, то лучше это делать на полноприводном автомобиле.

Видео подъема на гору к церкви Святой Троицы в Гергети летом и весной

В мае 2017 года власти Грузии начали строительство хорошей асфальтовой дороги, длинной 5,66 км, до самой вершины. Окончание ремонтных работ намечено на осень 2018.

По сухой погоде, при идеальном стечении обстоятельств, туда можно доехать и на переднеприводной машине, но только если вам постоянно не будут мешать встречные и попутные машины, иначе велика вероятность стать колом на крутом подъёме, который 2 колеса не смогут вытянуть. Но, на мой взгляд, это не стоит ни материальных, ни психологических затрат. Я был там летом, в июле, и дорога меня впечатлила, а если приехать туда весной или в начале лета, то в ролике выше видно, что вас ждёт.

На видео хорошо видны бедные туристы, которые осмелились форсировать эту грязь пешком - им тоже не позавидуешь. Белые микроавтобусы на видео - это праворульные восьмиместные Toyota и Mitsubishi Delica с впечатляющим клиренсом и хорошими внедорожными характеристиками. Эта машина является самой распространённой у гидов по горной местности. Конкретно тут их ездит процентов 80-85, ещё процентов 5 Нивы и Land Cruiser, а остальное - туристы, которые смогли доехать до финиша самостоятельно.

Осмотр Троицкой церкви

Если вы приехали на такси, то вам дадут на осмотр минут 40-50. По хорошему, этого времени не хватает, чтобы не спеша и сполна насладиться видами окружающих гор и хорошенько осмотреть туристический объект. Часа полтора-два было бы вполне достаточно.

Церковь

Колокольня и Казбек

Там довольно много людей, "делики" постоянно привозят новые партии туристов, а пока те проникаются грузинской культурой, преданно ждут их с коллегами на стоянке внизу. Не стоит бояться, что вас там бросят и придётся самостоятельно спускаться пешком - оплата производится, когда вас доставят вниз на землю. :podmig:

Таксисты ждут клиентов

А на этом фото видна Степанцминда и дорога, которая от неё отходит, проходит через село Гергети и приводит сюда. А в правом нижнем углу можно рассмотреть тропинки пешеходных туристов.

Степанцминда

Летом, в хорошую погоду, на горе не холодно, в шортах и майке мне было комфортно. Но чтобы зайти внутрь храма мне пришлось опоясаться специальной тканью, т.к. в шортах в него вход воспрещён. Женскому полу, кроме опоясывания, нужно ещё покрыть голову. С собой можно ничего не брать, всё это есть в свободном доступе прямо там.

Внутри церквушка совсем маленькая и не отличается богатым убранством, как наши церкви, однако фотографирование строго запрещено. Там всё довольно просто, без кича и позолоты, да что там говорить, даже штукатурки нету. Но это не значит, что всё смотрится убого и бедно, нет, там чувствуется мощь, прошедшая сквозь века.

Внутри можно поставить свечку - там есть батюшка у которого её можно купить. У нас ещё не было грузинских лари, поэтому мы не могли её приобрести, хотя жена очень хотела. Она долго стояла внутри, рассматривала всё и батюшка спросил у неё почему она не ставит свечку, на что она ответила, что мы ещё не успели поменять деньги... и он без лишних слов дал ей свечку бесплатно, сказав, что главное желание. Мне сложно представить подобное отношение у нас.

На просторах интернета я нашёл пару фото того, как выглядит храм изнутри:

Цминда Самеба изнутри

Троицкая церковь внутри

Кстати, там есть специальное место, где лежат украшения: золотые цепи, браслеты, кольца с камнями, которые оставили прихожане в знак признательности или на память о себе.

Снаружи, возле обзорной площадки можно набрать горной святой воды.

Святая вода

Некоторым людям недостаточно и одного дня, чтобы насладиться здешними видами, поэтому они ставят неподалёку палатки и живут тут некоторое время. Кроме созерцания здешней красотищи, они ходят ещё выше - на метеостанцию, но это уже удел немногочисленных смельчаков, т.к. не многие знают про её существование и горят желанием карабкаться в гору на ледник.

Назад мы ехали уже в компании не молодой семейной пары из Англии, они добрались на верх самостоятельно, а вот на путь назад сил уже не хватило. Пока ехали вниз, разговорились с водителем, он поинтересовался у меня "ходит ли моя гого на машине", я сказал, что да. После этого он приободрился и сообщил, что у него сегодня День рождения, поэтому надо выпить пару стаканов вина, которые уже лежат в багажнике, а за рулём дальше поедет жена. Собственно я был не против, smile но жена получила столько впечатлений от этой дороги, что наотрез отказывалась ехать за рулём самостоятельно, в итоге это было правильное решение, потому что впереди нас ждали серьёзные серпантины и великолепнейший панорамный вид с обзорной площадки Арки Дружбы народов на Крестовом перевале.

Мой отзыв туриста

Мне понравилось. Посещение Гергетис Цминда Самеба не похоже на посещение обычных церквей, тут будет интересно даже закоренелым атеистам, потому что:

1. Дорога туда-обратно доставляет массу удовольствий (на чужой машине wink).
  2. Обалденные виды, открывающиеся у стен церкви, оставляют просто неизгладимое впечатление.
  3. Сам действующий храм также внушает.

Особенно понравится людям, которые приехали с равнинной части страны и не избалованы горными пейзажами, "Вау" будет обеспечено.

Полезная информация

• Координаты для Навитела: N 42°39'45", E 44°37'13"
  • Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 42.662556, 44.620298
  • Вход бесплатный.
  • Режим работы: круглогодично с самого утра и до вечера, без выходных.

Как добраться на маршрутке

В Казбеги можно доехать на маршрутке из Тбилиси со станции метро "Дидубе". Ежедневно, начиная с 7 утра, оттуда отходят маршрутки каждый час. Стоимость проезда в одну сторону ~7-8$ на человека. Маршрутка отправляется только при полной заполняемости, а время в пути в сторону Казбеги составит 2,5-3 часа, в обратном направлении час-полтора. Такая разница из-за того, что в сторону Тбилиси вы будете спускаться по серпантинам, а не подниматься. Место в маршрутном такси занимайте за час-полтора до отправления, а то можете не уехать. Не опоздайте на последнюю маршрутку Казбеги-Тбилиси, летом она отправляется в 18.00, а зимой в 17.00.

Со Степанцминды вы уже сами решаете как добраться до Троицкой церкви:

• пешком - бесплатно;
  • в одну сторону пешком, а назад на такси ~10$;
  • туда-обратно на Ниве обойдётся приблизительно в 20-25$;
  • туда-обратно на 8-ми местном Delica ~30-35$.

Цены указываю в долларах, потому что курс грузинского лари плавает, а в твёрдой валюте цена остаётся неизменной. Также советую поменять деньги в обменнике на главной площади в Степанцминде - там курс будет лучше, чем предложат извозчики.

Экскурсии

Брать экскурсию по достопримечательностям Военно-грузинской дороги лучше всего из Тбилиси, т.к. этот маршрут идеально вписывается в один день, что значительно экономит ваши финансы и время отдыха. По ценам они имеют минимальные отличия, которые формируются скорее из "заслуженности" гида, поэтому рекомендую выбирать экскурсию, опираясь на её программу. Не стоит затягивать с предварительным заказом, по-настоящему хороших гидов не много, а хорошо владеющих русским языком ещё меньше и их туры бронируют задолго до посещения Грузии. Предлагаю ознакомиться с обширной экскурсионной программой хорошего гида по меньшей цене, и с программой заслуженного гида, пусть и слегка дороже.

Гергетская церковь Святой Троицы на карте

Красивое видео

Рейтинг: 4.4 из 5
ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ (1):
  1. Таня
    Таня 7 октября 2018 22:04
    +10

Привет. Неделю назад была в Гергетской церкви. Уже построили примерно на две трети новую к ней дорогу. Сложный участок остался только внизу.