12.08.2016 (пятница) я проходил границу из Грузии в Россию. Выехали из Кутаиси около 8 утра по местному времени, по дороге останавливались на обед и раз 5 в магазинчики для покупки фруктов, минералки, лимонада. Целенаправленно ехали к обеду, не спешили и гонки с конкурентами не устраивали, ну если только за пару км до границы чутка поднажали, т.к. все резко понеслись, как на пожар.
Фуры
За 25 км от КПП стояло ~230 большегрузов. Днём они совсем не двигались, похоже их выпускают только ночью, во всяком случае когда я ночью стоял со стороны РФ, то фуры постоянно выезжали из Грузии, а вот днём не видел ни одной.
Автобусы
Как я понял, большие пассажирские автобусы, не маршрутки (!), с обеих сторон пропускают вне очереди, т.к. я не видел, чтобы они стояли вместе со всеми - они всегда проезжали по встречке со стороны РФ и Грузии. К этому правилу у меня нет претензий, представить себя в автобусе без кондея, в жару 30 градусов, где орут и плачут дети, все потные и хотят в туалет, бр-р-р, правильно, что не мучают людей.
Грузинское КПП
Подъехали к нему в 14:40 (13:40 по мск), никто нас за несколько км до границы не останавливал, сразу доехали до места назначения. Передо мной стояло машин 5, пограничник не заглядывал в багажник, просто посмотрел на заднее сидение через закрытое окно. Я, как водитель, всё прошёл за 8 минут и через ~10-20 метров от КПП стал в хвост очереди, которая тянулась до российского КПП, навигатор показывал 3,2 км, стоя в ней я и ждал пассажира - его долго оформляли из-за большого количества людей, на всё ушло 30 минут, 22 из которых я провёл уже в очереди.
Когда очередь растягивается на всю нейтралку, грузины ставят машины после своего КПП в 5 рядов, хотя метров через 30 они сливаются в 2, что в итоге приводи к массовой потере нервных клеток.
Совет: если вы прошли грузинский КПП и сразу же уткнулись в хвост очереди, то занимайте максимально правое положение, даже если там будет больше машин.
Нейтралка
Очередь практически не двигалась, все выходили из машин и вздыхали, потом настал критический момент, когда нужно из 5 полос сделать 2. Кто-то относился к этому философски, кто-то сразу же точился, кто-то в открытую форточку просил пропустить. Я лично стараюсь в подобных ситуациях придерживаться цивилизованного подхода и считаю, что каждая машина, находящаяся в выигрышной ситуации должна пропустить перед собой одно авто, которому не повезло, что я и сделал, однако некоторые такое поведение воспринимают как слабость и думают, что раз пропустил 1, то пропустишь и ещё 12. Меня стал выдавливать на встречку большой косорукий джип, в итоге он сложил мне зеркало и содрал с него чутка краски, и только когда я крикнул ему в форточку, что мол "Хороший умный человек, зачем так плохо ездишь?", он включил мозг и мирно встал за мной.
Совсем скоро 2 ряда превращались в 1, там уже было всё культурно, но появились первые спешуны и объезжали по встречке зазевавшихся, но их было всего пару машин. Видел, как одна женщина с джипа Субару вышла на встречку и залепила одному таком наглецу ногой в бочину, тот даже не остановился. Далее стояла грузинская патрулька, ездившая туда-сюда до первого туннеля, что остужало пыл торопливых.
В туннеле всё было спокойно, но не очень комфортно, отстояли в нём минут 40. После него был изгиб дороги, на котором прекрасно видно зазевавшихся водителей, а таких хватало. Некоторые не трогались с места, пока перед ними не образуется свободное место, куда с легкостью встанет фура с прицепом. Это идеальное место для спешунов, тут-то они и разошлись, т.к. этот отрезок никто не контролирует, а встать в свободное место можно даже на грузовике, что я также наблюдал. Машин 25-30 воспользовалось моментом и сократили своё время простоя.
Второй туннель чуть короче первого и на выезде из него стоял пограничник с автоматом, останавливающих спешунов на встречке, но, когда он останавливал одного, второй пытался его объехать, но не получалось. Подъезжал УАЗ ВАИ и не давали нарушителям ехать дальше, но не всем, 1 авто на 15 регионе пропустили, а второй вклинился в очередь, потом ещё машины 1-2 пролетели мимо по встречке на аварийке, но это не критично, думаю основную массу они останавливали на выезде из туннеля и вклинивали в очередь, хотя надо было их разворачивать и гнать в самый конец с мигалками, сделай они так с тремя машинами и у остальных пропадёт охота лезть в наглую.
Те, кого пограничники не пустили по встречке избрали новую тактику и ринулись по обочине, лихо объезжая мамаш с колясками и с детьми. Я бы там положил (пригвоздил к земле, а то унесут) несколько полос с шипами, и проблема решилась бы моментально. По обочине нас объехало машины 3. В плане того, что был какой-то контроль и массово не объезжали, это действительно так, всего по обочине и встречке от выезда из туннеля нас объехало машин 7, это не критично по сравнению с тем, что было в 2015 году. В 2016 году вообще не было скорой, которая провозила авто за деньги, да и в принципе, ситуация заметно улучшилась, контроля стало намного больше, пусть он и не идеален, но мне есть, с чем сравнивать, раньше был реальный Ад.
Правда немного выбесила армянская маршрутка, она подъехала по встречке и пыталась вклиниться за мной, но ей не дали, в 10 метрах стоят пограничники и машины ВАИ и ФСБ, лениво посмотрели на неё и отвернулись, маршрутка потыкалась, ей не оставили шансов и объехав военных она помчалась по встречке к российскому КПП.
Российский КПП
Машины со стороны РФ ехали до 18:50 по мск, в 19:00 военный грузовик перегородил встречку, через 100 м перегородил дорогу УАЗ ВАИ, а ещё через 100 машина ФСБ - с этого момента никто никого не объезжал. Очередь мгновенно стала двигаться быстро, 1 км мы проехали за 20 минут, подъехав к российскому КПП поняли причину: пункты пропуска, работавшие на выезд из РФ отдали нам, правда только тем, кому не нужно было заполнять миграционку, а тем кому нужно, отдали пункты пропуска, по которым обычно и въезжают в РФ.
Видя, как быстро двигается наш поток и как стоят те, кому нужно заполнять миграционку, становится понятно, почему образуется затор на российском КПП - люди заранее не заполняют нужные бумаги, у них возникают проблемы с документами и т.п. Машины с пассажирами из РФ и Беларуси пролетали со свистом, а те по 1 машине в 10-20 минут, вот и весь секрет.
Алкоголь я особо не прятал, хотя лимит был значительно превышен, но лежал он в разных углах, однако про его количество даже не спросили. Заглянули в багажник и салон, сумки не открывали, хотя у впереди стоящей машины просили вынуть сумку-две и открыть. В паспортном окне не грубили, всё корректно и быстро, только какой-то офицер возле машины высказался по поводу того, что мол, как с голодного края везём несколько арбузов, типа своих дома что ли нет, видимо ему невдомёк, что арбузы растут далеко не везде, но это всё мелочи, работа у них нервная.
Итого
Прохождение обеих границ заняло 6 часов 10 минут. В 19:50 по мск из РФ была очередь метров 800. По сравнению с 2015 годом, порядка стало намного больше, тогда я приехал в 8 утра и очередь была в 2 раза меньше, но отстоял 7 часов, при этом "спешунов" было в десятки раз больше, сейчас их немного. Складывается впечатление, что у определённых армянских маршруток и легковушек на 15 регионе есть карт-бланш на беспрепятственный объезд очереди, но опять же, это единицы, т.к. в 2015 году их было море.
Трасса Кавказ и Дон
ДПС не останавливало, хотя на постах стояло много машин туристов, поэтому не знаю, просят ли они в этом году что-нибудь из фруктов, воды или нет. В прошлом году у меня просили подарить бутылку Боржоми, а выходя из машины я услышал, как автоматчик говорил ДПСнику, что с меня нужно полюбому, что-нибудь стрести, про грубость, запугивание и употребление матов в разговоре кабардинских ДПСников я молчу, правда в июле меня остановили на пути в Грузию и всё было в высшей степени культурно, видимо раз на раз не приходится.
В Минеральных водах ремонт дороги, я проезжал ночью и пробок не было. Днём перед Ростовом была пробка минут на 40.
В Лосево пробка из нескольких частей, потеряли где-то час, а вот людям, которые ехали со стороны Москвы не позавидуешь, они плотно стояли в три ряда 27 км(!), пробка начиналась сразу же за последним пунктом оплаты дороги, хотя я проезжал там в середине июля в районе часа ночи и потерял не больше 30 минут, а сейчас там стоять несколько часов. Есть объезд по полю, прям наезженная дорога в 10 метрах от трассы, многие едут там, особенно у кого клиренс повыше, но и легковушки не брезгают. К полевым я отношусь спокойно, больше напрягают обочичники, тут уже не встретишь 15 регион, превалируют конечно москвичи и область, но и других областей достаточно. Многие блокировали обочину, ехали в шахматном порядке, помогали фуры. Беспредел процветает, нарушения в Верхнем Ларсе цветочки по сравнению с тем, что творится в Лосево, не пойму, почему там не бывает ДПС, столько денег можно насобирать, но нет, на это закрывают глаза. Видя, что там творится, я реально задумался, а чем 15 регион хуже 190, 177 и т.д., среди всех них есть добропорядочные люди, но и наглецов хватает, поэтому клясть осетинов в Верхнем Ларсе за объезд очереди, а потом самому объезжать пробку в Лосево по обочине, как-то не комильфо.