К
Колян
Гость
Добрый день. Еще немного займу ваше внимание. В продолжение моих заметок о прохождении границы из России в Грузию (см. выше). Хочу рассказать про прохождение границы из Грузии в Россию. Я не журналист, просто мне пришлось пересекать границу в обе стороны без второго водителя, и, что бы не заснуть, «пялился по сторонам».
В воскресение 22 июля в 20:15 (по грузинскому времени) я встал в общую очередь за два километра до грузинского КПП. Впереди меня в очереди были две фуры. У грузин, как я понял, нет разделений очередей. Дорога в том месте плохая, а вернее - асфальта нет совсем, поэтому фуры двигались медленней легковушек, впереди них образовался разрыв и нас в движении обогнали две легковушки 15 региона. И то только две и только при движении очереди. А когда стояли, наши машины никто не объезжал ни по встречке, ни по обочине. Через ворота КПП также пропускали партиями по 15-20 машин, и естественно очередь сдвигалась на соответствующие этой дистанции метры. То есть каждые примерно 20 минут очередь сдвигалась на 100-150 метров. Так же как при прохождении «туда» мне при въезде указали - в какие полосы можно вставать. И так же оперативно прошла процедура: пока стояли на полосе в очереди к окошку, пограничники прошлись по рядам, посмотрели машины изнутри, потом 5 минут у окошка и все. Я на нейтральной полосе. Сравнивая прохождение КПП нашего - российского и их - грузинского, вот что получается: у окошка, что там, что там стоят 5-10 минут. Осмотр машин у нас «персональный» и только в момент подхода к окошку, у них поточно, в очереди, и это немного сокращает время ожидания. У нас на КПП встречают молча, у них рекомендуют в какие полосы вставать. То есть работают более слаженно и заинтересованно в общей задаче КПП - пропуску транспорта. Словно у них соревнования дежурных смен - кто больше пропустит машин. Или зарплата сдельная - сколько пропустят, столько и получат. У нас конечно такого отношения не наблюдается. Работают так: «что бы меньше было жалоб, но и что бы в то же время не переработаться. Можем и быстрее, а оно нам надо?» Но все равно было бы всё не так удручающе, если бы не рукотворная очередища. Я конечно все понимаю: мало в регионе нормальной работы, много туристов, которые готовы платить за «телепортацию». Но заставлять мучиться 500 человек для того, что бы другие 50 не мучились и на этом ещё и денежку заработать - по крайней мере бесчеловечно. Счастье на несчастье не должно строиться… Впрочем я отступил от темы…
...и вот я на нейтральной полосе. Мне повезло: два тоннеля я проехал без остановок. Как пишут здесь, на форуме: частенько очередь встаёт ещё до тоннелей. Удивило только то, что в них также, как и неделю назад, когда я ехал «туда», на тех же самых местах, на полосе «из Грузии в Россию» стоят фуры. Ощущение такое, что это и те же самые фуры. И что они делают неделю на НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ?! Они стоят в тоннеле три штуки с разрывом между собой на одну фуру или на две легковушки. Я представляю, как они закупоривают поток, когда очередь до них встаёт! Это что? Это явно специально, что побольше спровоцировать спешунов на телепортацию. Моя очередь в тот день встала метров через 300 после тоннелей. Все стояли терпеливо, опять выстроившись в две колонны: легковушки слева, фуры справа на обочине. Обочина здесь узкая, все таки на берегу Терека, фуры из-за этого одним колесом на полосе, мы соответственно одним колесом на встречке, что в свою очередь снижает скорость встречных машин из России в Грузию. Но и мы и фуры двигаемся в очереди одновременно и параллельно. Не то, что на российской стороне, где фуры улетают во много раз быстрей легковушек. Видимо здесь, для спешунов предназначена только встречка. А что? Это же межгосударственная полоса, ГИБДД нет, и наказание за езду по встречке здесь не работает. И правда, через какое-то время, когда видимо хвост очереди вырос и дотянулся до тоннелей, полетела по встречке и по ее обочине пара первых спешунов. Но опередили они меня не очень далеко. Метров 300-500 и встали на обочине. Ну думаю, ждут разрыва в потоке что бы вклиниться. Вот наш поток пришел в движение, а эти спешуны так и остались стоять на обочине встречной полосы. Во что же они там упёрлись - в темноте видно не было. И при следующем продвижении они также остались стоять. Что же там такое? Наконец в свете встречных машин я увидел возникшее препятствие для спешунов - это был пограничник! Он стоял один на встречной полосе и преграждал дорогу и обочину всем спешунам. А они все лезли и лезли по встречке. Сами водители-спешуны в разборки не вступали, доедут до пограничника, спросят у него, получат «нет» и пятятся задом на свободное место на встречной обочине. Ну это и понятно: когда платишь деньги и тебе обещают «без проблем», а они возникли, то пусть кто обещал тот и разруливает. Вот подъехал еще один спешун с блатными номерами 77 региона, достал из бардачка какие-то бумажки и пошел к пограничнику, долго тряс их перед лицом военного, но и они ничем ему не помогли. И он так же пристроился в хвост своей «блатной очереди». Их там собралось уже штук 10. Наконец появились «регулировщики». Они пришли из темноты со стороны хвоста нашей очереди. Долго уговаривали пограничника, периодически отходили, звонили по телефону, опять подходили, пытались передать ему свой мобильный для разговора с кем-то, но видимо пограничник был тверд в выполнение своей задачи, раз мы продвигались дальше, а спешуны нет. Разборщики отстали на время от пограничника, отошли и остановились недалеко от меня. Было видно, что они изрядно нервничают, стали опять каму-то звонить, метаться по дороге взад-вперед, то и дело вглядываясь в темноту российской границы. Словно ожидая оттуда какой-то помощи. И она пришла. Вернее - они пришли. Появились неожиданно из темноты, откуда то спереди, с российской стороны два колоритных мужчины: крепкого спортивного телосложения, огромные, давно нестриженые бороды, черная одежда, круглые шапочки - пясы или сванки (в темноте не разобрать). Я бы не хотел никого обидеть дальнейшими словами, дело было на Кавказе, и это всего лишь традиционная национальная одежда, а не признак какого-то враждебного радикализма: но на меня они произвели впечатление. Последний раз людей подобного типажа я видел в телерепортажах о лагерях боевиков-ваххабитов. Ну, только, что эти были без оружия. Зато по их поведению было видно, что это очень серьезные и уважаемые люди. А у серьезных людей разговор короткий: они подошли к пограничнику, что-то спросили, потом подозвали тех регулировщиков, дали им какие-то указания, потыкав пальцем, и опять исчезли в темноте. 5 минут! После их ухода регулировщики чуть ли не бегом понеслись в сторону хвоста очереди. Мы опять продвинулись, а спешуны - нет. Вот он наш неизвестный герой! Этот российский пограничник, который не поддался ни уговорам, ни угрозам, в одиночку навел порядок и восстановил справедливость , так желаемую всеми нами - честно стоявшими в очереди. Оказывается - можно это сделать, было бы желание...
Интересный момент - мы все это время находились на нейтральной территории. А нейтральная территория - это особая зона, где никаким посторонним находиться не следует. А тут не то что ходят без опаски быть задержанным, а по-моему даже живут, ведут свой бизнес и прочее. При следующем продвижении очереди неожиданно «не ожила» одна из фур, стоящая чуть впереди меня. Водитель видимо заснул. Я, проезжая мимо него, без перерыва давил на клаксон, пытаясь разбудить соню, но фура так и не тронулась. А мы неожиданно стали двигаться быстрей, доехали до пограничника. Хвост грузовой очереди был около меня, разрыв увеличивался, а фура та все стояла на месте, и скоро совсем исчезла в зеркале заднего вида, растворилась в темноте. Тут до меня дошло: регулировщики подготавливают обочину для объезда пограничника. Сейчас очистят обочину подальше, за пост пограничника, потом подставная машина встанет в нашей очереди, и погонят они спокойно спешунов по нашей обочине. И тогда пограничник не в силах будет один перекрывать и встречку, с ее обочиной, и нашу обочину, через наш поток легковушек. И вновь оперативность и мастерство этих регулировщиков-разводил впечатляет. Сколько же в очередях у них своих людей? А нас действительно буквально гнали уже к КПП. И если вначале мы два часа еле-еле плелись, то сейчас ехали практически без остановок. Выходит, и на КПП заработали быстрее? А спешуны все стояли, лишь один из них смог прорваться через пограничника: пока он отошёл в сторону для пропуска встречной фуры, тот рванул с пробуксовкой по щебенке обочины и умчался к воротам КПП. И все. Больше до моего въезда в ворота КПП ни одного спешуна не пропустил. На КПП -все то же профессиональное равнодушие, вдобавок впереди меня две машины подряд заставили разгружать багажник. Ко мне вопросов не было. Так что на счёт ускорения работы КПП я погорячился. Ну если только по этому случаю открыли дополнительные линии.
Итог: три часа на нейтральной территории перед КПП "Верхний ларс". Всего прохождение двух границ заняло четыре часа. По сравнению с 12-часовым стоянием «туда» - сущая ерунда! И в заключении хочу сказать, что сократить время стояния в очереди можно видимо пока только одним способом - если перекрыть движение по всем полосам и обочинам для спешунов. Вот тогда те же самые регулировщики тихо (излишняя шумиха им не нужна) и быстро прогонят вас до КПП, словно тромб в артерии. Почитайте все отзывы - поток всегда убыстряется только тогда, когда кто-то мешает регулировщикам. Я ехал один, в очереди из машины не выходил, и ко мне никто не подходил с предложением объединиться против спешунов. Вот поэтому и ехали 12 часов. Если ехать «без претензий на спешунов» - есть риск стать тем необходимым атрибутом в ритуале «регулировщиков» по разводу на деньги. Ведь кто-то должен стоять, что бы его объехать за мзду. Чем больше машин стоит, тем больше мзда. По времени суток: я два раза пересекал границы ночью. Ехал так специально, что бы не стоять на жаре. Но в темное время кажется больше беспорядков на дорогах. Днем все видно, и порядка соответственно больше, но жарко стоять... Ну вот и все, что хотел рассказать про прохождение российско-грузинской границы, про рукотворную очередь к ней и разводил-регулировщиков. Я рассказал только о паре способах их работы, а в арсенале этой "бригады" способов разводки наверняка с десяток...
В воскресение 22 июля в 20:15 (по грузинскому времени) я встал в общую очередь за два километра до грузинского КПП. Впереди меня в очереди были две фуры. У грузин, как я понял, нет разделений очередей. Дорога в том месте плохая, а вернее - асфальта нет совсем, поэтому фуры двигались медленней легковушек, впереди них образовался разрыв и нас в движении обогнали две легковушки 15 региона. И то только две и только при движении очереди. А когда стояли, наши машины никто не объезжал ни по встречке, ни по обочине. Через ворота КПП также пропускали партиями по 15-20 машин, и естественно очередь сдвигалась на соответствующие этой дистанции метры. То есть каждые примерно 20 минут очередь сдвигалась на 100-150 метров. Так же как при прохождении «туда» мне при въезде указали - в какие полосы можно вставать. И так же оперативно прошла процедура: пока стояли на полосе в очереди к окошку, пограничники прошлись по рядам, посмотрели машины изнутри, потом 5 минут у окошка и все. Я на нейтральной полосе. Сравнивая прохождение КПП нашего - российского и их - грузинского, вот что получается: у окошка, что там, что там стоят 5-10 минут. Осмотр машин у нас «персональный» и только в момент подхода к окошку, у них поточно, в очереди, и это немного сокращает время ожидания. У нас на КПП встречают молча, у них рекомендуют в какие полосы вставать. То есть работают более слаженно и заинтересованно в общей задаче КПП - пропуску транспорта. Словно у них соревнования дежурных смен - кто больше пропустит машин. Или зарплата сдельная - сколько пропустят, столько и получат. У нас конечно такого отношения не наблюдается. Работают так: «что бы меньше было жалоб, но и что бы в то же время не переработаться. Можем и быстрее, а оно нам надо?» Но все равно было бы всё не так удручающе, если бы не рукотворная очередища. Я конечно все понимаю: мало в регионе нормальной работы, много туристов, которые готовы платить за «телепортацию». Но заставлять мучиться 500 человек для того, что бы другие 50 не мучились и на этом ещё и денежку заработать - по крайней мере бесчеловечно. Счастье на несчастье не должно строиться… Впрочем я отступил от темы…
...и вот я на нейтральной полосе. Мне повезло: два тоннеля я проехал без остановок. Как пишут здесь, на форуме: частенько очередь встаёт ещё до тоннелей. Удивило только то, что в них также, как и неделю назад, когда я ехал «туда», на тех же самых местах, на полосе «из Грузии в Россию» стоят фуры. Ощущение такое, что это и те же самые фуры. И что они делают неделю на НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ?! Они стоят в тоннеле три штуки с разрывом между собой на одну фуру или на две легковушки. Я представляю, как они закупоривают поток, когда очередь до них встаёт! Это что? Это явно специально, что побольше спровоцировать спешунов на телепортацию. Моя очередь в тот день встала метров через 300 после тоннелей. Все стояли терпеливо, опять выстроившись в две колонны: легковушки слева, фуры справа на обочине. Обочина здесь узкая, все таки на берегу Терека, фуры из-за этого одним колесом на полосе, мы соответственно одним колесом на встречке, что в свою очередь снижает скорость встречных машин из России в Грузию. Но и мы и фуры двигаемся в очереди одновременно и параллельно. Не то, что на российской стороне, где фуры улетают во много раз быстрей легковушек. Видимо здесь, для спешунов предназначена только встречка. А что? Это же межгосударственная полоса, ГИБДД нет, и наказание за езду по встречке здесь не работает. И правда, через какое-то время, когда видимо хвост очереди вырос и дотянулся до тоннелей, полетела по встречке и по ее обочине пара первых спешунов. Но опередили они меня не очень далеко. Метров 300-500 и встали на обочине. Ну думаю, ждут разрыва в потоке что бы вклиниться. Вот наш поток пришел в движение, а эти спешуны так и остались стоять на обочине встречной полосы. Во что же они там упёрлись - в темноте видно не было. И при следующем продвижении они также остались стоять. Что же там такое? Наконец в свете встречных машин я увидел возникшее препятствие для спешунов - это был пограничник! Он стоял один на встречной полосе и преграждал дорогу и обочину всем спешунам. А они все лезли и лезли по встречке. Сами водители-спешуны в разборки не вступали, доедут до пограничника, спросят у него, получат «нет» и пятятся задом на свободное место на встречной обочине. Ну это и понятно: когда платишь деньги и тебе обещают «без проблем», а они возникли, то пусть кто обещал тот и разруливает. Вот подъехал еще один спешун с блатными номерами 77 региона, достал из бардачка какие-то бумажки и пошел к пограничнику, долго тряс их перед лицом военного, но и они ничем ему не помогли. И он так же пристроился в хвост своей «блатной очереди». Их там собралось уже штук 10. Наконец появились «регулировщики». Они пришли из темноты со стороны хвоста нашей очереди. Долго уговаривали пограничника, периодически отходили, звонили по телефону, опять подходили, пытались передать ему свой мобильный для разговора с кем-то, но видимо пограничник был тверд в выполнение своей задачи, раз мы продвигались дальше, а спешуны нет. Разборщики отстали на время от пограничника, отошли и остановились недалеко от меня. Было видно, что они изрядно нервничают, стали опять каму-то звонить, метаться по дороге взад-вперед, то и дело вглядываясь в темноту российской границы. Словно ожидая оттуда какой-то помощи. И она пришла. Вернее - они пришли. Появились неожиданно из темноты, откуда то спереди, с российской стороны два колоритных мужчины: крепкого спортивного телосложения, огромные, давно нестриженые бороды, черная одежда, круглые шапочки - пясы или сванки (в темноте не разобрать). Я бы не хотел никого обидеть дальнейшими словами, дело было на Кавказе, и это всего лишь традиционная национальная одежда, а не признак какого-то враждебного радикализма: но на меня они произвели впечатление. Последний раз людей подобного типажа я видел в телерепортажах о лагерях боевиков-ваххабитов. Ну, только, что эти были без оружия. Зато по их поведению было видно, что это очень серьезные и уважаемые люди. А у серьезных людей разговор короткий: они подошли к пограничнику, что-то спросили, потом подозвали тех регулировщиков, дали им какие-то указания, потыкав пальцем, и опять исчезли в темноте. 5 минут! После их ухода регулировщики чуть ли не бегом понеслись в сторону хвоста очереди. Мы опять продвинулись, а спешуны - нет. Вот он наш неизвестный герой! Этот российский пограничник, который не поддался ни уговорам, ни угрозам, в одиночку навел порядок и восстановил справедливость , так желаемую всеми нами - честно стоявшими в очереди. Оказывается - можно это сделать, было бы желание...
Интересный момент - мы все это время находились на нейтральной территории. А нейтральная территория - это особая зона, где никаким посторонним находиться не следует. А тут не то что ходят без опаски быть задержанным, а по-моему даже живут, ведут свой бизнес и прочее. При следующем продвижении очереди неожиданно «не ожила» одна из фур, стоящая чуть впереди меня. Водитель видимо заснул. Я, проезжая мимо него, без перерыва давил на клаксон, пытаясь разбудить соню, но фура так и не тронулась. А мы неожиданно стали двигаться быстрей, доехали до пограничника. Хвост грузовой очереди был около меня, разрыв увеличивался, а фура та все стояла на месте, и скоро совсем исчезла в зеркале заднего вида, растворилась в темноте. Тут до меня дошло: регулировщики подготавливают обочину для объезда пограничника. Сейчас очистят обочину подальше, за пост пограничника, потом подставная машина встанет в нашей очереди, и погонят они спокойно спешунов по нашей обочине. И тогда пограничник не в силах будет один перекрывать и встречку, с ее обочиной, и нашу обочину, через наш поток легковушек. И вновь оперативность и мастерство этих регулировщиков-разводил впечатляет. Сколько же в очередях у них своих людей? А нас действительно буквально гнали уже к КПП. И если вначале мы два часа еле-еле плелись, то сейчас ехали практически без остановок. Выходит, и на КПП заработали быстрее? А спешуны все стояли, лишь один из них смог прорваться через пограничника: пока он отошёл в сторону для пропуска встречной фуры, тот рванул с пробуксовкой по щебенке обочины и умчался к воротам КПП. И все. Больше до моего въезда в ворота КПП ни одного спешуна не пропустил. На КПП -все то же профессиональное равнодушие, вдобавок впереди меня две машины подряд заставили разгружать багажник. Ко мне вопросов не было. Так что на счёт ускорения работы КПП я погорячился. Ну если только по этому случаю открыли дополнительные линии.
Итог: три часа на нейтральной территории перед КПП "Верхний ларс". Всего прохождение двух границ заняло четыре часа. По сравнению с 12-часовым стоянием «туда» - сущая ерунда! И в заключении хочу сказать, что сократить время стояния в очереди можно видимо пока только одним способом - если перекрыть движение по всем полосам и обочинам для спешунов. Вот тогда те же самые регулировщики тихо (излишняя шумиха им не нужна) и быстро прогонят вас до КПП, словно тромб в артерии. Почитайте все отзывы - поток всегда убыстряется только тогда, когда кто-то мешает регулировщикам. Я ехал один, в очереди из машины не выходил, и ко мне никто не подходил с предложением объединиться против спешунов. Вот поэтому и ехали 12 часов. Если ехать «без претензий на спешунов» - есть риск стать тем необходимым атрибутом в ритуале «регулировщиков» по разводу на деньги. Ведь кто-то должен стоять, что бы его объехать за мзду. Чем больше машин стоит, тем больше мзда. По времени суток: я два раза пересекал границы ночью. Ехал так специально, что бы не стоять на жаре. Но в темное время кажется больше беспорядков на дорогах. Днем все видно, и порядка соответственно больше, но жарко стоять... Ну вот и все, что хотел рассказать про прохождение российско-грузинской границы, про рукотворную очередь к ней и разводил-регулировщиков. Я рассказал только о паре способах их работы, а в арсенале этой "бригады" способов разводки наверняка с десяток...